Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Анимация Ирины Евтеевой. Петербург. Вечные вариации.

Анимация Ирины Евтеевой. Петербург. Вечные вариации.
2003 - Россия

Режиссер:

Анимация Ирины Евтеевой. «Петербург» (52 мин, 2003). Вечные вариации: «Демон», «Тезей» и «Фауст» (10, 11, 17 мин., 2004-2006) - второй диск из серии ИНОЕКИНО на Ленфильме. Фильмы Евтеевой не поддаются обычной классификации. Она создает в буквальном смысле рукотворные «кинокартины». Режиссер и киновед, практик и теоретик, художник и исследователь Ирина Евтеева нашла свой уникальный метод «фильмописи» рисунка на стекле на стыке кино и анимации. Коллекционное издание включает дополнительные материалы: слайды, интервью и статья автора. Ограниченный тираж!

«Петербург» повествует об анимационном путешествии героя в кинематографическом пространстве старых фильмов, о наводнении образами, маскараде, метели, о стражах города, о проекциях, которые отражают подчас трагические события. Компьютерщик Алексей попадает не в реальное прошлое Петербурга, а входит буквально в пространство старых фильмов и вступает в контакт с его героями. Желание героя обрести себя (свое время) заново через прошлое, рисование во время съемки, изменяющее и по иному трактующее смысл известных эпизодов, диалог с уже запечатленными кадрами становится сюжетным ходом и смыслом картины.
"Моей целью было создание некоего пространства, которого нет на самом деле. Собственно говоря, города-то нет. Это мираж, который наводнен образами. Некоторые из них смывает, другие остаются, третьи меняются до неузнаваемости."

«Вечные вариации» - фантастическая драма, своеобразная феерическая, визуальная фантазия на тему живописного ощущения давней оппозиции: мгновения и вечности. Любовь, о которой идет речь во всех трех фильмах, присутствует и в непреодолимом мгновении («Фауст»), и в быстротекущей вечности («Демон») и в трагическом их несовпадении («Тезей»). В первом фильме цикла я пытаюсь выявить в изображении атмосферу русского романтизма начала ХХ века, так блистательно отображенного Врубелем. Естественно, две фамилии – Врубеля и Лермонтова, должны образовать силовое и драматическое поле этого замысла. Особенно Врубеля, так как его время, «серебряный» век, проецируется на повествование. Но постановка не станет прямой экранизацией живописного и стихотворного «Демона», или его музыкальных интерпретаций. Это скорее экранизация некого круга ассоциация, позволяющая снять фильм о времени и любви. О том, что прошло и не вернется, но останется навсегда. Второй фильм – «Тезей» мыслился как живописная экранизация цветаевской трагедии «Ариадна», в основе которой, миф о Тезее и Ариадне. Тезей, приносящий в жертву свою любовь, отрекающийся от любимой, ради ее будущей счастливой судьбы богини, совершает своего рода духовный подвиг. Несовпадение любимого с любимой перерастает в тему разминовения любящего с самой любовью и в третьем, завершающем фильме цикла - «Фауст». Кроме актерского воплощения и живописных аллюзий в этом фильме используется прием кукольного театра.

Рецензии на фильм
Анимация Ирины Евтеевой. Петербург. Вечные вариации.

4
#
В анимации меня больше всего интересует взаимопроникновение киноизображений
«Петербург» (52 мин), «Ленфильм» 2003 г.
Сценарий – Ирина Евтеева, Андрей Черных, Юрий Кравцов.
Постановка и анимация – Ирина Евтеева.
Оператор – Генрих Маранджян.
Звукооператор - Леонид Гавриченко.
Музыка - Геннадий Банщиков.
Продюсеры – Виктор Сергеев и Андрей Зерцалов.
В ролях: Светлана Свирко, Александр Чередник, Семен Стругачев.

Компьютерщик Алексей (А.Чередник) попадает не в реальное прошлое Петербурга, а входит буквально в пространство старых фильмов и вступает в контакт с его героями. То есть желание героя обрести себя (свое время) заново через иное, на пересечении старых смыслов приобщиться к рождению нового, является основным содержанием картины. Рисование во время съемки, изменяющее и по-иному трактующее смысл известных эпизодов, диалог с уже запечатленными кадрами становится сюжетным ходом и смыслом данной картины. По-сути герой выполняет нашу же анимационную работу, с одной лишь разницей, в фильме он все делает на компьютере, а мы его «компьютерное» изображение выполнили вручную.
Изначально были отобраны фильмы, где динамика действия совпадала с поставленной задачей путешествия в образной среде уже запечатленного Петербурга. Это были фильмы: «Маскарад» С. Герасимова «С.В.Д.» Г.Козинцева «Пиковая дама» С.Тихомирова, «Шинель» А.Баталова, «Петр 1» В.Петрова. Все персонажи цитируемых картин – персонажи экранизаций, сделанных в разное время, но в одном и том же месте, в Петербурге, образы которого в них реально воплотились, и в котором они действительно были запечатлены. Поэтому персонажи фильма всегда «привязаны» к определенным исполнителям той или иной роли (Башмачкин – Быков, Арбенин – Мордвинов, Петр Первый – Симонов, Германн – Стриженов, Медакс - С.Герасимов) и это всегда должно ощущаться, так как персонажи экранизаций становятся своеобразными масками в том историческом маскараде, который «осваивает» главный герой. Поэтому все возможные манипуляции с персонажами – это вольные манипуляции с киноперсонажами, в новом сочиненном анимационном пространстве.
Фильм начинается разворотом веера Пьеро, ссыпается с него цветная волна, и мы попадаем в праздничное шествие с фейерверками, шутихами, приветствующие царя Петра. Кино Петр задает движение своим волевым приказанием: «Танцевать всем!» Вот и начинается танец масок-киноперсонажей, которые «втягивают» в свой хоровод лирического героя, пытающегося освоится в их Петербурге. Из картины в картину попадает герой, своим появлением нарушая привычный ход эпизодов. А маски «выпущенные» на волю из своих фильмов, несутся свитой ожившего Медного Всадника. Движение подхватывают солдаты из «С.В.Д.», конники и пехота из «Петра Первого», затем возмущенная толпа из «Стачки» - все русло Невы заполняет бегущий людской поток, а вот уже и в самом деле вода наступает на город, сметая все на своем пути.
Может, теперь, старого города больше нет? А мы видим одни его отражения?
Лирического героя находят, проплывающие в лодке «маски». Коломбина протягивает ему рыцарский шлем, тоже своеобразную маску, так в этом киномире нельзя существовать без маски. Теперь герой попадает в сказочную среду рыцарских замков, столь любимую поэтами начала прошлого века. Но и там, в сказочном мире героя «вычисляют». Он чужой и в этой среде.
Смоделированная из кадров фильмотеки, реальность резко прерывается иной средой, где разворачивается собственно сама сюжетная часть. В этой части мотивируется появление в кинематографическом пространстве лирического героя. Лирический герой в этой части просто компьютерщик Алексей, который увлеченно старается постичь историю города, через киноисторию. А для этого он делает свой фильм, тот самый, что мы только что видели. Однако все не так просто, городу Петербургу грозит беда: выпущенные на свободу кинопроекции, стремятся подменить собой реальность. Вот с ними и приходится «сразиться» героям этой части. И опять все становится отраженным в компьютере, даже счастливый конец, наступивший для героя и его домашних. Реальность истинного Петербурга выявляет сама «реальность», теперь уже мы зрители, а не герой, попадаем в сочиненный фильм, который проецирует себя сам.
Вообще фильм задумывался как некое гиперпространство, способное «вывернуться» в некий другой смысл, если его прочитать иначе. Эта была попытка скорее виртуальная, чем реальная (так как понятно, что фильм идет в своей линейной хронологии и не может каждый сеанс перемонтироваться), которая выплеснулась лишь в возможность предстать перед зрителем в двух вариантах – коротком и длинном.
Оба варианта отличаются друг от друга не сокращением сюжетной канвы, а принципиально иным смысловым решением. Длинный вариант (52 мин.) состоит из 3 частей, а короткий (24 мин.) из двух (первой и третьей). То есть центральная, вторая часть, где происходит действие в современном Петербурге просто «вынимается» и остается лишь то действие, которое совершает главный герой, сочиняя свой фильм – путешествие по экранизациям произведений о Петербурге.
Поэтому конструктивно, фильм подразумевал одновременность разветвления событийного ряда и его отсутствие. В первом (длинном) варианте объясняя причину возникновения ассоциативного плана, борьбу с реальностью, которая постепенно вытеснялась виртуальной реальностью, и короткий вариант - как лирическое путешествие героя навеянное туманными тенями города и поэзией Андрея Белого. Собственно фильм как продукт «деятельности» Алексея, в данной концепции выступал без этого контекста.
Причем, если бы можно было выпустить картину на компьютерном диске, основным становился бы короткий вариант, включающий как вариант длинный, который мог бы появляться в виде гиперссылки простым нажатием кнопки.
Но в обоих вариантах картины сюжет строился исходя из программной установки, войти в цитату как в некое подвижное пространство, обладающее множественностью смыслов.
Такое цитирование принципиально отличается от цитирования в любых других, даже монтажных фильмов, так как подразумевает распечатку не только всего плана в целом, как это делают многие в документальном и игровом кино, а распечатку и переритмизацию множества сред входящих в построение того или иного плана.
Вот, например, сцена из фильма «Шинель». Взяли план, где крупно снят Башмачкин – Быков в новой шинели. Он стоит счастливый, а там за ним движутся прохожие. В фильме А.Баталова все внимание уделено главному персонажу, поэтому прохожие особо не выделялись из толпы. Мне же хотелось, чтобы прохожие шли медленнее, чтобы можно было рассмотреть замечательно сделанный Невский проспект. Вот у нас Башмачкин существует в своей первозданной ритмике, а движение на фоне отстает от первоисточника, позволяет рассмотреть себя подробнее. Особенно было интересно манипулировать с кадрами из «Шинели», еще и потому, что их тридцать лет назад снимал оператор Генрих Маранджян, с которым мы делаем теперь все наше анимационное кино. Я руководствовалась его реакцией. Хотелось быть максимально тактичной. Так как всегда не исчезал вопрос: « Насколько глубоко можно «внедряться» в другой фильм?»
Ведь когда имеешь дело с фильмотечным кадром, надо все время проверять себя, не нарушаю ли я здесь чего-то главного. Для нас цитата – не просто монтажный кусок чужого фильма, вставленный в картину. Кусок должен быть пережит обязательно. Изменения вносятся путем живописных лессировок черно-белых кадров. Вводом или уничтожением тех или иных фигур. Поэтому такой процесс «цитирования» подразумевал особое проникновение в цитируемые планы. Мы не в коем случае не стремились все нарушить, нет, мы просто покадрово делились своими впечатлениями от выбранных фильмов. Ведь каждый план имеет свою ауру что-то неуловимо излучающую. Рисование-монтаж во время съемки – это ежедневный процесс постижения мгновения, любого запечатленного движения, позволяющего нам себя рассмотреть (неважно фильмотечные перед нами планы или снятые специально заготовки).
То, что мы работаем БЕЗ КОМПЬЮТЕРОВ это сознательный выбор. Я не стремлюсь к имитации натуральной фантастической, безусловной среды, что плодотворно выполняется при помощи компьютера. Нет. Для меня, как для художника - аниматора принципиально важна работа с рисованным кинопространством, которое имеет основанием реальное изображение и живописную интерпретацию. Поэтому картины и снимаются так долго: «Лошадь, скрипка и немного нервно» - 1,5 года, «Эликсир» - 3 года, «Клоун» - 1год и «Петербург» - 5 лет.
Статья предоставлена режиссером Ириной Евтеевой.

7 апр 2009

#

Изменения вносятся путем живописных лессировок черно-белых кадров. Вводом или уничтожением тех или иных фигур.

9 июн 2022 vakansiyalar

#

Уникальнейший фильм!!! Смотреть всем!!!

2 сен 2009 Гость

#

Жаль, что такие фильмы остаются в стороне от широкого зрителя.

2 ноя 2010 Гость

Оставить рецензию Анимация Ирины Евтеевой. Петербург. Вечные вариации.

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 54




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
250 руб.
Купить «Анимация Ирины Евтеевой. Петербург. Вечные вариации.» на DVD можно за 250 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов