Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Актер

Ханна Шигулла
Hanna Schygulla

Ханна Шигулла Дата рождения: 25.12.1943


Биография:

Актриса.

Знаменитая звезда западногерманского кино Ханна Шигулла родилась в польском городе Катовицы, в смешанной немецко-польской семье. После войны семья обосновалась в Мюнхене. Родители стремились дать дочери хорошее образование, хотя больших доходов не было. В 1965 году она поступила на филологический факультет Мюнхенского университета, а вечерами начала посещать театральную школу. Там и произошла её встреча с Райнером Вернером Фассбиндером. Вскоре их пути разошлись, но, когда у Фассбиндера появилась собственная труппа, он вспомнил о знакомой из театральной школы. Однажды утром она нашла в своём почтовом ящике записку: «Хочешь сыграть Антигону? Премьера через день. Приходи в киношку на Мюллерштрассе. Привет. Райнер.».
Работал он с удивительной быстротой. Достаточно сказать, что за первые пять лет было поставлено шестнадцать картин.
Нельзя сказать, что будущая звезда как-то уж очень выделялась среди своих коллег. Вот один из первых фильмов с ее участием — «Катцельмахер» (1969). В центре его — жизнь десяти молодых людей из мюнхенского предместья. Выпивка, постель и сплетни составляют главный смысл их существования. При этом поражает их удивительный прагматизм. Рози ложится в постель со своим женихом только после того, как он дает ей двадцать марок. Элизабет, вопреки воле мужа, пускает в дом квартиранта, потому что он платит хорошие деньги. Эрих пытается спровадить свою подружку на панель, потому что ему надоело ходить на работу. Под стать этим троим и остальные члены группы, кроме одной — симпатичной продавщицы Марии, нежной девушки с мечтательным взглядом. Однажды в городке появляется рабочий из Греции Иоргас. Гунда, у которой нет кавалера, тут же сочиняет историю, будто грек пытался ее изнасиловать. Группа воспринимает это известие с настороженным интересом, и только Мария — а именно Шигулле поручил эту роль Фассбиндер — не верит россказням подружки. Все чаще ее взгляд останавливается на жалкой фигуре грека. Она чувствует, насколько он одинок в этой холодной северной стране, и однажды приглашает его прогуляться по местному Бродвею. Парни жестоко избивают Иоргаса, но Мария остается непреклонной: «Ты люб мне. Я хочу быть с тобой. Ты можешь ничего не говорить. Для меня это даже лучше». Этот забитый человек пробуждает в ней самые добрые чувства, надежду на счастье. Она знает, что у Иоргаса есть жена и двое детей, и не надеется, что он возьмет ее в Грецию. Отсутствие мелочного расчета, способность жить мечтой и сострадать другим — вот что выделяло героиню Шигуллы из группы ее сверстниц.
В фильме «Продавец четырех времен года» (1971) — лучшей работе Фассбиндера первого периода творчества — у Шигуллы была совсем маленькая роль — сестры главного героя Ганса Эппа. Несколько лет он провел вдали от родины в иностранном легионе и вот вернулся назад. «Уж лучше бы тебе не возвращаться!» — злобно шипит мать, встречая сына на пороге отчего дома. И Ганс уходит, устраивается на работу в полицию, обзаводится семьей, потом становится продавцом овощей в разъездном магазинчике. Жену он не любит, она платит ему тем же. Возлюбленная Ганса слишком горда, чтобы связать жизнь с уличным торговцем. Одна из стычек с женой завершается тяжелейшим инфарктом. Разочаровавшись в жизни, герой решается на самоубийство. Исподволь, но настойчиво каждый участник действия подталкивает его к этому решению. И только Анна пытается оказать брату моральную поддержку, но не может предотвратить его роковую кончину. Под равнодушными взглядами родных и собутыльников Ганс выпивает дюжину рюмок со шнапсом и умирает. Шигулле довольно часто приходилось играть у Фассбиндера такие небольшие роли. Порой она была маленьким светлым мазком в сумеречном мире его картин, но этого мазка было достаточно, чтобы изменить пессимистический настрой произведения. Однако творческие возможности актрисы были несравненно более многообразны, и первым это понял сам Фассбиндер, о чем свидетельствует его картина «Горькие слезы Петры фон Кант» (1971). В ней он отошел от принципа ансамблевости своих первых работ, сосредоточив действие на трех ведущих актрисах — Маргит Карстенсен, Ханне Шигулле, Ирм Херман. Маргит Карстенсен исполнила роль модной дизай-нерши Петры фон Кант. После многочисленных жизненных разочарований она прерывает всякие связи с внешним миром, замыкаясь в своем супермодном ателье. Но судьба готовит ей новое испытание в лице молоденькой женщины Карин Тимм (Ханна Шигулла). Карин приехала в ФРГ из Австралии и хочет начать новую жизнь. Безошибочным чутьем она понимает, что Петра именно та женщина, которая поможет ей совершить путь наверх. Живая, энергичная, исполненная честолюбивых намерений, она быстро порабощает Петру. В этой жесткой, прагматичной героине Шигуллы нет и намека на мечтательную созерцательность ее первых ролей. Спустя несколько лет из этой молоденькой героини вырастет могучий характер Марии Браун, сумевшей подчинить мир своей цепкой воле.
В 1974 году Фассбиндер приступил к экранизации романа «Эффи Брист», принадлежащего перу замечательного немецкого писателя Теодора Фонтане. Его сюжет чем-то напоминает толстовскую «Анну Каренину». Юная жена стареющего барона Инштетте-на влюбляется в молодого офицера. И как расплата за попрание норм общественной морали — гибель любовника от руки оскорбленного мужа, разлука с ребенком, одиночество в маленькой квартире доходного дома в Берлине, смерть.
Этот фильм отличается редкостной сбалансированностью всех художественных компонентов. Изысканный интерьер дома барона Инштеттена служит великолепной декорацией для утонченной игры чувств. Драматичная, полная жизненных потрясений история бюргерской дочери воплощается на экране Ханной Шигуллой.
На долю фильма выпал огромный коммерческий успех. О Шигулле и Фассбиндере писали как о национальных героях. Фотографии Шигуллы, стилизованные под дагерротипы начала века, обошли все газеты и журналы. Однако сама актриса оценила картину как свое творческое поражение. Хоть она и добросовестно выполняла все указания Фассбиндера, но внутренне была не согласна с его трактовкой роли, считая, что должна играть свою героиню с большей экспрессией и напором чувств. Шигулла решила уйти из кино, закончить университет, даже начала писать дипломную работу, но скоро поняла, что актерство стало для нее жизненной потребностью. Однако вернуться на съемочную площадку она не спешила. Первый шаг к примирению сделал сам Фассбиндер, послав ей сценарий фильма «Замужество Марии Браун».
Действие этой картины, снятой в 1978 году, начинается в самом конце второй мировой войны. Молоденькая Мария выходит замуж за пришедшего в короткий отпуск солдата Германа Брауна. Всего полтора дня отпустила война на ее призрачное счастье, но из этого скоротечного брачного союза Мария вынесла твердое убеждение, что долг немецкой женщины — свято блюсти интересы мужа. Кончилась война, и вскоре Мария получила известие о смерти Германа. Не раздумывая долго, она вступила в связь с черным американцем Биллом, офицером американской армии, справедливо полагая, что «в наше время черное куда лучше коричневого». Но Герман Браун остался жив. Он вернулся из плена как раз в тот период жизни Марии, когда она с трепетом и надеждой прислушивалась к зреющей в ее теле новой жизни. Без раздумий она убивает любовника. Герман принимает вину на себя и оказывается в тюрьме. Так остро и динамично начинается рассказ о судьбе героини фильма.
Внешне — по крайней мере в первой части картины — Шигулла осталась все той же обворожительной девушкой с копной кудрявых волос и притягательным взглядом голубых глаз, которые обладают колдовской властью над душами людей. Однако это впечатление обманчиво. Энергичность жеста, приценивающаяся зоркость взгляда выдают в ней натуру жесткую, непримиримую, практичную. Холодная деловитость предстает здесь не просто как черта характера, а как жизненная позиция, от которой страдают все окружающие. Годы нищеты и разрухи, сформировавшие Марию, оставили в ее душе неизгладимый след, научили глядеть на мир с точки зрения здравой практичности. Все честолюбивые помыслы Марии будут сосредоточены на карьере деловой женщины, которую она совершит с помощью влюбленного в нее фабриканта Освальда. Плененный волнующей женственностью и практической сметкой Марии, он приведет ее к самой вершине материального благополучия, надеясь получить взамен лишь маленькую толику тепла и человеческого участия. Но такое разбазаривание чувств — непозволительная роскошь для Марии. Дело становится ее единственной страстью, сутью и содержанием всей жизни. На смену кокетливой легкости и доброжелательности приходят холодная и жесткая нетерпимость, убийственная язвительность по отношению к самым близким людям. Она пытается убедить окружающих, что стремится к богатству, чтобы отблагодарить Германа, отбывающего срок в тюрьме. Но сам он с гордостью отвергает «трофеи» жены и после освобождения надолго исчезает из ее жизни.
Фильм «Замужество Марии Браун» был задуман Фассбиндером как первое полотно в серии картин, посвященных Германии. Эта сверхзадача придала особый смысл образу главной героини, с помощью которого Фассбиндер хотел показать извращенность послевоенного развития Германии, сумевшей преодолеть бесчисленные материальные трудности, но растратившей свои духовные ценности и гуманистические идеалы. В конце фильма Мария погибла от взрыва газовой плиты в своем роскошном особняке. Этот нелепый, казалось бы, финал оказывался закономерным итогом жизни героини, загубленной ложными идеалами и тщетой стяжательства.
Благодаря Ханне Шигулле острая обличительная идея картины обрела на экране плоть и кровь достоверного женского образа, волнующего, живого и по-своему трагического. Любовь и ненависть, презрение и восхищение, восторг и отвращение — вот чувства, которые руководили актрисой, когда она лепила образ своей страшной, но и обольстительной героини.
Роль Марии Браун принесла Шигулле приз западноберлинского кинофестиваля 1979 года.
Новая встреча с Фассбиндером открыла одну их самых плодотворных страниц в творческой биографии актрисы. Она сыграла в фильме «Третье поколение» (1979), показавшем уродливую сущность левого терроризма в ФРГ, снялась в телесериале «Берлин. Александерплац» (1980) и, наконец, исполнила главную роль в картине «Лили Марлен» (1980). Именно эта лента выдвинула Шигуллу в список звезд мирового кино, хотя сам фильм оказался спорным явлением в творческой биографии талантливого режиссера. Во время второй мировой войны в окопах часто звучала песня «Лили Марлен», запечатлевшая тоску солдат по родному дому, по тихой мирной жизни. Популярность этой песни была столь велика, что ее исполнительница Лале Андерсен была причислена к сонму великих деятелей культуры третьего рейха. Фассбиндер заинтересовался биографией этой женщины, потому что на ее примере ясно прослеживались идеологические механизмы гитлеровской пропаганды, сумевшей превратить недоучку-фельдфебеля в вождя «великого народа», а безголосую певичку — в любимицу этого народа.
Зарубежные журналисты неоднократно провозглашали Шигуллу наследницей великих звезд экрана — Греты Гарбо и Марлен Дитрих. Действительно, ее крупное, четко вылепленное лицо было не трудно превратить в маску «вамп» — загадочной жрицы любви, обладающей магической властью над душами людей. Фассбиндер попытался осуществить эту трансформацию облика актрисы именно в фильме «Лили Марлен».
В начале действия Шигулла появляется на экране в облике бесшабашной, живой и удивительно невезучей фрейлейн Вилкии Бунтер-берг. Она была до такой степени лишена слуха и голоса, что слушатели, собравшиеся на ее концерт в кафе «Симпл», вдребезги разнесли его имущество. Однако песенка «Лили Марлен» привлекла внимание чиновника ведомства культуры Хенкеля. Под его руководством в самый канун второй мировой войны она была записана на пластинку. И когда миллионы немецких солдат были поставлены под ружье, когда Европу покрыла густая паутина солдатских окопов, приспела пора песенки, напетой по указке нацистского бонзы.
Вилкия стала одним из идолов нацистской эпохи, удостоившись чести быть принятой самим Гитлером. Сама внешность Ханны Шигуллы претерпела фантастическую трансформацию. В этой диве с лицом сфинкса, низким страстным голосом изрекающей слова незатейливой солдатской песенки, нет ничего от простодушной и невезучей фрейлейн Бунтерберг. Динамика характера героини показана с тонким пониманием тех механизмов, которые вознесли Вилкию на самую верхушку гитлеровского Олимпа.
Однако идейно-художественная концепция фильма в целом и изображение антифашистского подполья, в частности, вызвали критику в прогрессивных кругах общественности. Но этот недостаток фильма лежал всецело на совести режиссера. В творческих планах Шигуллы и Фассбиндера было еще несколько совместных работ, но им не было суждено воплотиться в реальность. 11 июля 1982 года Фассбиндер скончался от сердечного приступа.
Шигулла сотрудничала и с другими западногерманскими режиссерами. Она снималась у П. Фляйшмана («Охотничьи сцены в Нижней Баварии», 1969), Р. Хауффа («Матиас Кнайсл», 1970; «Дом у моря», 1971), П. Лилиенталя («Якоб фон Гюнтен», 1971), В. Вендерса («Ложное движение», 1974), Ф. Шлендорфа («Баал», 1969; «Фальсификация, 1981). Но лишь в фильмах Фассбиндера раскрылись в полную меру сила и своеобразие ее дарования. Фассбиндер открыл Шигуллу для кино, последовательно, год за годом пестовал ее талант, доверяя роли такой сложности и глубины, которые были по плечу лишь очень одаренным и профессионально подготовленным актерам. Шигулла была не единственным его открытием. Он вырастил целую плеяду талантливых исполнителей, но именно Шигулла стала символом его искусства, потому что режиссер отводил ей особую роль в структуре своих произведений — магического центра, обладающего волшебным даром преображения реальности.
Из фильмов, созданных в содружестве с другими режиссерами западногерманского кино, хотелось бы особо выделить картину «Фальсификация» Ф. Шлендорфа. Ее действие происходит на улицах разрушенного Бейрута. Сюда по заданию крупного еженедельника приезжает западногерманский журналист Георг Лашен (Бруно Ганц) и с первых шагов погружается в кошмар братоубийственной войны. Это мир, не знающий пощады, в котором нужно убить другого, чтобы сохранить собственную жизнь. В посольстве ФРГ Лашен встречает хрупкую нежную женщину Ариану Назар. Другие сотрудники посольства уже давно вернулись на родину, и только она осталась здесь, потому что в этом городе живет и борется ее муж палестинец, с которым они были счастливы долгие годы. Не желая держаться в стороне от борьбы, захлестнувшей фронтовой город, Ариана берет на воспитание больного, израненного палестинского ребенка. Знакомый доктор, осмотрев мальчика, говорит Ариане, что ей подсунули калеку, который едва ли будет ходить. Но глядя на беззащитное истощенное тельце, на грустные глаза ребенка, Ариана дает клятву никогда не расставаться с ним.
Любопытно, что в этой ленте, так не похожей на работы Фассбиндера, Шлендорф акцентировал свойство характера, составлявшее силу героинь Шигуллы — внутреннюю гармонию их бытия. В фильме есть прекрасный эпизод. Ариана сидит в саду своего дома, подставив тело ласкающему теплу осеннего солнца. Кадр дышит такой умиротворенностью, что воспринимается как вымысел в этом полыхающем аду войны. И становится понятно, почему так тянется к этой женщине Георг .Пашен, почему с таким сожалением покидает ее, когда узнает, что она любит другого человека. В этом суровом и беспощадном фильме яснее всего проявилась гуманистическая сущность искусства Ханны Шигуллы. Съемки «Фальсификации» потребовали от актрисы немалого мужества, ибо проходили прямо на улицах разрушенного Бейрута. Этот фильм стал выражением ее активной жизненной позиции, ее тревоги за судьбы современного мира.
С начала 80-х годов Шигулла в основном работает вне ФРГ. Плодотворным оказалось ее сотрудничество с итальянцем Марко Феррери. Роль матери в фильме «История Пьеры» принесла ей награду Каннского кинофестиваля 1983 года. В 1984 году в связи с участием в американском телефильме «Петр Великий» она почти год прожила в Советском Союзе. Просматривая ее новые фильмы, созданные в содружестве с ведущими мастерами кино, такими, как Э. Скола («Ночь Варенны», 1981), Ж,-Л. Годар («Страсть», 1981), К. Саура («Мария Антониета», 1982), А. Вайда («Любовь в Германии», 1983), трудно, однако, избавиться от впечатления, что ее лучшими работами были и остались роли в фильмах Райнера Вернера Фассбиндера.(dark.gothic.ru)

Фильмы Ханна Шигулла:


Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 65




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов