Уважаемые друзья! Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов. С уважением, администрация INOEKINO.ru
Режиссер
Роберт Олтмэн
Robert Altman
Дата рождения: 20.2.1925
Дата смерти: 20.11.2006
Биография:
Американский режиссер, продюсер, сценарист, редактор, актер.
Американец Олтман.
80-летний Роберт Олтман – режиссер уникальный не только для американского, но и для мирового кинематографа. Трудно назвать другого режиссера, который так упорно и кропотливо на протяжении многих лет и многих фильмов создавал бы кинообраз своей страны, как это делает уже 35 лет – Роберт Олтман для Америки. Он изображает Америку прошлую и настоящую, Америку столичную и провинциальную, Америку воюющую, работящую и веселящуюся, Америку белых, черных, индейцев. Он показывает американских солдат, врачей, джазменов, политиков, бандитов, рабочих, продюсеров, художников, студентов. В его фильмах действовали персонажи комиксов, и даже появлялся чисто американский призрак.
Иногда Олтман, кажется, устает от своей страны, и тогда он снимает фильм о Ван Гоге «Винсент и Гео» или подчеркнуто английский детектив «Госфорд-парк». Но это, скорее, исключения. Пока что ему хватает материала.
В своей стране (последний фильм – «Компаньоны» - снят об исполнителях кантри-музыки) Олтман снял несколько десятков фильмов, среди них много откровенно проходных. Он не был перфекционистом, и говорил, что для режиссера гораздо хуже – долго не снимать, чем сделать слабый фильм. Но среди его фильмов и несколько общепризнанных шедевров, и много просто очень хороших работ. Олтман принадлежит к американским шестидесятникам – и по времени прихода в большое кино (1969), и по своему творческому поведению. Он всегда старался быть «автором» фильма (в европейском понимании этого слова), работал вне традиционной голливудской системы жанров, много экспериментировал.
Но, в отличие от большинства режиссеров-шестидесятников, Олтман никогда не был ни романтиком, ни бунтарем. Сняв первый полнометражный фильм в 45 лет, он всегда смотрел на мир трезвым (но не циничным) взглядом очень взрослого человека. Впрочем, начал Олтман неудачно. Его первый полнометражный фильм «Холодный день в парке» был почти не заметен (и те критики, что заметили - обругали). Зато уже картина 1971 г. «МЭШ» (M. А. S. H.)(Передвижной военно-полевой госпиталь) не только получает золотую Пальмовую ветвь в Каннах, но и очень быстро становиться классикой американского кино. Этот фильм, рассказывающий о работе американских врачей на войне в Корее, принято относить к серии антивоенных черных комедий«, которыми американский кинематограф отреагировал на Вьетнамскую войну («Уловка-22», Николса, «Бойня №5» Хилла). В. «МЭШ» Олтман использует структуру, признанную в последствии, «типично олтмановской». Вместо главного героя – группа персонажей, вместо классического сюжета – цепочка ситуаций, в которых эти персонажи проявляют себя. Так построены и общепризнанные шедевры режиссера («Свадьба», «Нэшвилл», «Короткий монтаж») и просто хорошие фильмы («Готовое платье», «Госфорд-парк»), и откровенные неудачи («Труппа»), фильм превращается в групповой портрет – американской армии, провинциального города, мира моды или балетной труппы.
После «МЭШ» Роберт Олтман снимает ретро-фильм «Маккейб и м-с Миллер», где демонстрирует свой подход к жанровому кино: соединять несоединимое. «Маккейб…» - это вестерн в ритме элегии, это любовная история, герои которой – владельцы конкурирующих борделей, это рассказ об американской захолустье конца XIX века, откоментированный песнями великого рокера, канадского еврея – Коэна.
И все это прекрасно соединилось, и все это рассказано с неповторимой олтмановской интонацией – жесткой, но не жестокой, откровенной, но не циничной, ироничной, но не глумливой, трогательной, но не сентиментальной.
70- годы были лучшими для Олтмана. Он обращался к американской истории («Буффало Билли и Сидящий Бык») к фантастике, к семейной психологической драме («Свадьба»), к роад-муви о 30-х («Воры как мы») - и был успех у зрителей, были призы кинофестивалей. (Надо отметить: Олтман – один из двух современных режиссеров, победивший на всех 3-х главных кинофестивалях – Каннском, Венецианском, Берлинском. Второй режиссер, кстати Антониони).
Сняв в 1978 г. «Нэшвилл», соединивший музыкальный фильм, политическую сатиру и любовно-ироническое описание американской провинции, Олтман делает заявку на авторство «великого американского фильма» (с ударением на слово «американский»). В эти же годы он замахивается на святое – снимает по Гандлеру «Нуар», «Долгое прощание», вступая, таким образом, в соревнование с Хоуксом и Богардом. (Соревнование Олтман проиграл, доказав, что «чистый» жанр не его стихия. В 90-е гг. он снимает триллер «Леший» снова неудача. Видимо, у всякого таланта, даже огромного, есть свои пределы).
В 80-е Олтман снимает много – следуя своему принципу: «ни года без фильма», не отказывается даже от переноса на экран телеспектаклей и эстрадных шоу –а настоящих удач мало. Биографы пишут о проблемах с алкоголем (впрочем, в 70-е гг. пристрастие к марихуане не мешало создавать шедевры), о независимости характера, выродившуюся в неуживчивость и агрессивность. Впрочем, в самых слабых работах Олтмана что-то есть: в них хоть на минуту – виден автор «МЭШа» и «Нэшвилла». И вот в 90-е гг. режиссер, которому уже перевалило за 60 лет, демонстрирует мастерство и энергию недоступную никакому из молодых. Он снимает «Короткий монтаж» - образцовый фильм – «Паззл» - составленный из десятков микроисторий портрет большого города. Прием стал моден, но даже лучшие образцы (например, «Магнолия» Андерсона) не достигают уровня олтмановского шедевра. Удачным оказывается и групповой портрет – на этот раз мира высокой моды в «Готовом платье».
А снятый в 1992 г. «Игрок» критики вообще считают одним из лучших в фильмографии режиссера. На этот раз Олтман портретирует свой мир – мир кино, мир Голливуда. И портрет получился одновременно смешным. Страшноватым и привлекательным – как, впрочем, почти всегда у Олтмана.
Последние годы Олтман снимает много, но ничем особенно не удивляет. Не удивляет, но восхищает: по-прежнему безупречным режиссерским мастерством (в «Госфорд-парке он словно дает мастер-класс: вот как надо снимать настоящий английский детектив).
Восхищает способностью в 80 лет после абсолютной неудачи балетного фильма «Труппа» как ни в чем не бывало найти материал для очередного «группового портрета» (фильм «Компаньоны» о кантри-музыке; в фильме к тому же появляется совершенно необычным для Олтмана персонаж-призрак погибшей женщины).
Один из немногих более-менее объемных текстов об Олтмане на русском языке озаглавлен «Олтман – американский европеец». Трудно придумать более неудачный заголовок. Конечно, он – «режиссер-автор», но с конца 60-х годов, с легкой руки критика
Сарриса, концепция авторского кинематографа вполне укоренилась в США. Олтман же – главный претендент на звание «самого американского режиссера» нашего времени (Конкуренцию могут составить разве что Иствуд и Масвик). Не говоря даже о том, что большинство фильмов режиссера прекрасно объединяются под заголовком «Жизни американцев», но энергия, амбициозность, масштаб творчества Олтмана, его умение возрождаться после неудач – все это соразмерно его великой стране.
Великий американский режиссер Роберт Олтман умер в клинике Лос-Анджелеса. Ему был 81 год.
Фильмы Роберт Олтмэн:
Военно-полевой госпиталь 1970 - США Актеры: Дональд Сазерленд, Нед Битти, Рене Обержонуа, Роберт Дювалл, Том Скерритт, Фред Уильямсон, Эллиот Гулд |
Маккейб и миссис Миллер 1971 - США Актеры: Джули Кристи, Майкл Мерфи, Рене Обержонуа, Уоррен Битти, Шелли Дюваль |
Калифорнийский покер 1974 - США Актеры: Берт Ремсен, Гвен Уэллес, Джозеф Уолш, Джордж Сигал, Эдвард Уолш, Эллиот Гулд, Энн Прентисс |
Ария (1987) 1987 - Великобритания Актеры: Бак Хенри, Беверли Д'Анджело, Бриджит Фонда, Джон Херт, Женевьева Паж, Крис Кэмпион, Сандрин Дюма, Софи Уорд, Тереза Расселл, Тильда Свинтон |
Винсент и Тео 1990 - Великобритания, Нидерланды, Франция Актеры: Жан-Пьер Кассель, Йоханна тер Стиг, Пол Рис, Тим Рот, Федор Аткин |
Канзас Сити 1996 - США, Франция Актеры: Брук Смит, Гарри Белафонте, Дермот Малруни, Джейн Адамс, Дженнифер Джейсон Ли, Майкл Мерфи, Миранда Ричардсон, Стив Бушеми |
Доктор "Т" и его женщины 2000 - Германия, США Актеры: Кейт Хадсон, Ли Грант, Лив Тайлер, Лора Дерн, Ричард Гир, Фарра Фосетт, Хелен Хант |
Госфорд Парк 2001 - Великобритания, Германия, Италия, США Актеры: Дерек Джекоби, Джеймс Уилби, Камилла Рутерфорд, Келли Макдональд, Клайв Оуэн, Кристин Скотт Томас, Майкл Гэмбон, Мэгги Смит, Райан Филипп, Стивен Фрай, Хелен Миррен, Эйлин Аткинс, Элан Бэйтс, Эмили Уотсон |
Труппа 2003 - Германия, США Актеры: Барбара Э. Робертсон, Джеймс Франко, Малкольм Макдауэлл, Нив Кэмпбелл, Сьюзи Кьюсак, Уильям Дик |
Компаньоны 2006 - США Актеры: Вирджиния Мэдсен, Вуди Хэррельсон, Джон Си Рэйлли, Кевин Кляйн, Лили Томлин, Мерил Стрип, Робин Уильямс, Томми Ли Джонс |
- Зарубежные х/ф 3987
- Драма 1551
- Отечественное кино 1284
- Артхаус - Авторское кино 949
- Комедия 882
- Мелодрама 641
- Французское кино 570
- Классика Голливуда 491
- Триллер 387
- Балет и танец 378
- Исторические фильмы 361
- Музыкальные фильмы 348
- Приключенческие фильмы 329
- Оперы и классическая музыка 313
- Английское кино 291
- Биографические фильмы 272
- Документальные фильмы 270
- Итальянские фильмы 240
- Военные фильмы 233
- Новое российское кино 217
Зарегистрированных: 0
Гостей: 43
Летучий голландец
Это, бесспорно, шедевр! Смотрел уже более 50 раз и всё не надоедает! ...
26 дек 2016 Гость
Агент президента
как можно дать рецензию на фильм.ес ли вы его спрятали за семью зам ками? ...
7 дек 2016 кардинал
Цветы лиловые полей
Вот это самое то. ...
24 ноя 2016 Agpixpal
Путевка в жизнь
Почему прототипом назван Червонцев, уже общеизвестно, что прототипом Сергеева был Матвей Самойлович Погребинский,... ...
6 ноя 2016 Гость
Принцесса цирка
Дружинина сделала подарок советским, российским женщинам на десятилетия.Спасибо ей за это. А Игорь Кеблушек и Наталья... ...
24 окт 2016 Гость