Уважаемые друзья! Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов. С уважением, администрация INOEKINO.ru
Новость
Французская анимация в Книги и Кофе
Парадоксально, но факт: анимация появилась раньше кинематографа. Первый анимационный проект (слово «фильм» употреблять не совсем верно) был сделан в 1882 году, и только через 10 лет братья Люмьер начали свои опыты с пленкой. Последнее воскресенье уходящего 2010 в питерском арт-клубе «Книги и кофе» посвятили французской анимации и музыке, провожали год Франции в России, а еще смотрели тот самый первый «мультфильм», которому совсем скоро исполнится 130 лет.
Основная часть вечера, организованная театральной лабораторией «Почти Театр», началась со вступительного слова директора программы Алексея Савинского: «Так сложилось, что петербургский зритель не очень хорошо знаком с французской анимацией, тем более, ранней. Сегодня мы расскажем и покажем несколько короткометражек этой культуры. Но только самое главное, так как одного вечера, конечно, мало».
Проектор зашумел и пионер мировой анимации «Бедный Пьеро» засветился для зрителей. Хоть и не весь – из 15 минут оригинала сохранилось меньше пяти. Их автор - Эмиль Рейно – изобретатель праксиноскопа - аппарата, при помощи которого можно было рассматривать движущиеся изображения не одному-единственному зрителю, а многим одновременно. Рейно придумал заменить цилиндр аппарата мягкой лентой, на которой были укреплены желатиновые пластинки размером 4x5 см; эти картинки через помещенное в центре зеркало отображались на экране. Кроме того, Рейно первым стал использовать постоянную декорацию, рисуя ее отдельно от персонажей и передавая на экран посредством отдельного волшебного фонаря. Он был и первым, кто синхронизировал изображение и звук, причем музыкальное сопровождение для своих фильмов сочинял тоже сам. Рисовал, раскрашивал и монтировал тоже сам, нанося изображение на длинные ленты, каждый сюжет состоял из нескольких сотен картинок.
Свои «светящиеся пантомимы» Рейно показывал каждую неделю. Вплоть до 1895 года - появление кино оказалось для изобретателя роковым. Он пытался заменить рисунки фотографиями, но безуспешно. Доведенный до отчаяния и совершенно разоренный, Рейно разломал свой аппарат и выбросил в Сену вместе с лентой. Поэтому до наших дней дошли только тайно сделанные от него копии проектов «Вокруг кабины» и «Бедный Пьеро».
Перед показом следующего мультфильма лектор Алексей Савинский прервался и рассказал о нем. Потому что без понимания техники, в которой сделана «Ночь на лысой горе» (1933), смотреть ее практически не имеет смысла. В 1931 году наш соотечественник, переехавший в Париж, Александр Алексеев в содружестве с помощницей Клер Паркер изобрел «игольчатый экран» - вертикальную плоскость, через которую проходят тысячи равномерно распределенных длинных игл. Иглы могут перемещаться перпендикулярно плоскости экрана. Те из них, что обращены острием к объективу - не видны, но неравномерно выдвинутые иглы отбрасывают тени разной длины. Если выдвинуть их - картинка темнеет, если втянуть - светлеет. Полностью втянутые иглы дают белый лист без теней. То есть весь эффект построен на неровном выдвижении иголок из экранной поверхности: при их разном освещении возникает изображение, напоминающее гравюру, но с практически неограниченными возможностями одушевления. Перемещая источник света и двигая иглы, Алексеев создавал мультфильмы. «Такая техника позволяет работать в полном одиночестве, передавать полутона, дымку и нечеткие переливающиеся формы. - говорил он. - Мне приятно четыре месяца синтезировать на экране изображение, показ которого будет длиться всего несколько минут, но в течение этих минут зрители не будут в состоянии отвлечься от экрана даже на несколько секунд». Вот уже 80 лет «Ночь на лысой горе» считается одним из главных мультфильмов в истории и, пожалуй, самым технически авангардным.
Остальные мультфильмы программы не так известны и значимы, но тоже достойны внимания. Так «Случайную бомбу» (1969) нарисовал Жан-Франсуа Лагиони – одна из ярчайших фигур французской анимации 1970-1980 гг. Будучи большим поклонником театра, он делал свои фильмы немного похожими на спектакли, но идейно выходящими далеко за рамки сцены. «Бомба» - его лучший мультфильм, получивший, кстати, специальный приз жюри Краковского международного кф.
Некоторые немые мультфильмы сопровождались живой музыкой со сцены (таперы снова в моде). А всю анимационную программу вечера организаторы дополнили рождественско-новогодней джазово-баррочной сюитой композитора Клода Боллинга для флейты, фортепиано и иногда «плачущего» контрабаса. Прощай, Франция. Au revoir!
Текст: Владимир Рутман для проекта ИНОЕКИНО.
27 дек 2010
Подписаться на новости в формате RSS
последние новости
- Зарубежные х/ф 3987
- Драма 1551
- Отечественное кино 1284
- Артхаус - Авторское кино 949
- Комедия 882
- Мелодрама 641
- Французское кино 570
- Классика Голливуда 491
- Триллер 387
- Балет и танец 378
- Исторические фильмы 361
- Музыкальные фильмы 348
- Приключенческие фильмы 329
- Оперы и классическая музыка 313
- Английское кино 291
- Биографические фильмы 272
- Документальные фильмы 270
- Итальянские фильмы 240
- Военные фильмы 233
- Новое российское кино 217
Зарегистрированных: 0
Гостей: 45
Летучий голландец
Это, бесспорно, шедевр! Смотрел уже более 50 раз и всё не надоедает! ...
26 дек 2016 Гость
Агент президента
как можно дать рецензию на фильм.ес ли вы его спрятали за семью зам ками? ...
7 дек 2016 кардинал
Цветы лиловые полей
Вот это самое то. ...
24 ноя 2016 Agpixpal
Путевка в жизнь
Почему прототипом назван Червонцев, уже общеизвестно, что прототипом Сергеева был Матвей Самойлович Погребинский,... ...
6 ноя 2016 Гость
Принцесса цирка
Дружинина сделала подарок советским, российским женщинам на десятилетия.Спасибо ей за это. А Игорь Кеблушек и Наталья... ...
24 окт 2016 Гость