Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Мне двадцать лет / Застава Ильича

Мне двадцать лет / Застава Ильича
1964 - СССР

Режиссер:

Хуциев впервые работал над фильмом, который рассказывает о поколении сыновей. Ему было интересно всё: на каком языке они говорят, каким идеалам поклоняются, какие цели ставят перед собой… Поэтому он пригласил к сотрудничеству двадцатидвухлетнего студента сценарного факультета ВГИКа Геннадия Шпаликова (сегодня его называют культовым поэтом шестидесятых, выразителем эпохи). И Феликс Миронер, друг и соавтор Хуциева, написавший уже много сцен для нового сценария, понял эту ситуацию и отошел от работы.
Шпаликов не только привнес в драматургию молодежную культуру, он привел с собой целую когорту молодых талантов, чьи имена впоследствии составят славу советской культуры: на экране беззаботно веселились и азартно спорили молодые вгиковцы - Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Наталья Рязанцева. А на знаковой сцене в Политехническом музее, снятой в "документальном режиме", появлялись в фильме "флагманы своего времени" - легендарные поэты Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Булат Окуджава, Роберт Рождественский, которым, затаив дыхание, внимал восторженный зал.

Именно поэтому сюжет "Заставы Ильича" словно гудел от вопросов, которые задавали себе молодые герои фильма (вымышленные персонажи) и реальная интеллектуальная элита того времени. А время было горячее, дискуссионное: после ХХ съезда КПСС, развенчавшего "культ личности" Сталина, страна переживала ломку представлений, стереотипов, шла переоценка взглядов на прошлое, на настоящее и даже на будущее.
По этим причинам картина получилась полифонической, по-юношески неровной и несдержанной, сюжетные линии разветвлялись и переплетались, взгляд камеры оператора Маргариты Пилихиной задерживался порой на, казалось бы, совершенно не имеющих значения сценах, которые сегодня мы благодарно называем "запечатленным временем". По "Заставе Ильича" историки и политологи, культурологи и искусствоведы, и просто будущие поколения могут изучать уникальный в истории страны "период мнимо осуществившихся надежд".

Бесконечные проходы по Москве - улицы, мосты, переулки, дворы, скверы, набережные - это ткань, из которой был сделан фильм. А атмосфера "оттепельной" столицы стала воздухом, которым дышала кинокартина.
Художественный стиль, в котором был снят фильм, предопределил собой целое кинематографическое десятилетие. Один из критиков метко обозначил его жанр как "лирический роман". Даже ошибки и промахи, допущенные авторами картины, сегодня мы воспринимаем как аромат некогда живой эпохи.
Три главных героя фильма, три друга, держат на себе всю многоэтажную конструкцию сюжета. Это простые рабочие парни, вступающие в жизнь и желающие все понять, осмыслить, оценить, проверить. Они во многом сомневаются, но есть вещи для них незыблемые, святые - революция, война, любовь и дружба. Режиссер Хуциев - их старший товарищ, однако в это смутное время он растерян ничуть не меньше. Он не знает ответов на заданные вопросы. Не случайно в мистической сцене встречи ровесников (двадцатилетних отца и сына) герои только спрашивают друг друга и не отвечают.
Это стало "ахиллесовой пятой" фильма. Картина еще не вышла на экраны, когда на нее вылился водопад злобной критики. Рецензенты так и писали: "выдвинув целый ряд жизненно важных вопросов, волнующих нашу молодежь, авторы решают их поверхностно, а порой далеко не бесспорно, философская путаница в умах героев, право же, возникает не столько в силу их внутреннего развития, сколько привнесена "от автора", точнее, "от авторов". Хуциева, абсолютно советского художника, и его группу обвинили в "подражательстве образцам западного кино".

Фильм пришлось резать по-живому. Зрители увидели его в 1965 году в сокращенном (по времени в два раза!) варианте под названием "Мне двадцать лет". И хотя он получил специальную премию жюри престижного Венецианского фестиваля (разделил ее с "Симеоном-столпником" Луиса Бунюэля), крупным событием в киноискусстве не стал. Более того, картина даже затерялась в зрительской памяти, уступив место более ярким образцам кинематографа шестидесятых (например, более позднему фильму Марлена Хуциева "Июльский дождь").
Настоящая премьера "Заставы Ильича", под этим названием, состоялась десятилетия спустя - в 1988 году… Фильм и его судьбу можно назвать двойным памятником - эпохе надежд и эпохе их крушения.


Специальная премия исполнителю главной роли МКФ Венеция 1965, «Золотая пластина» МКФ Рим 1965.

Рецензии на фильм
Мне двадцать лет / Застава Ильича

12
#
Фильм вышел в 1962 году под названием "Застава Ильича" и сразу был снят с проката
Когда в книгах и статьях бывших «шестидесятников» заходит речь о «Заставе Ильича», неизменно повторяется тот же мотив: «это был фильм о нас — двадцатилетних.. Все было узнаваемо: переулки, дома, маршруты прогулок героев, квартиры». После трескуче-безжизненного искусства сталинской эпохи «шестидесятники» жаждали Правды; наряду с поэзией и другими художествами картина Хуциева — своими, кинематографическими средствами — удовлетворяла эту жажду. Однако, секрет воздействия фильма до сих пор загадочен. Здесь нет ярких, запоминающихся характеров; герои фильма — трое обычных ребят из рядовых московских семей: один — Славка, недавно женился, у него крохотный сынишка; другой — Колька — острослов и «ходок» по женской части; третий, вероятно, главный из троицы — Сергей, только что вернулся из армии, поступил на завод, собирается в институт на вечернее отделение. Фильм не захватывает драматизмом столкновений между героями — они не конфликтуют, редкие и быстротечные размолвки между ними — не в счет. Иные критики приписывали успех картины самой Москве, снятой оператором Маргаритой Пилихиной проникновенно лирически.
Мягкая, трогательная картина все ж подверглась разносу на самом высоком уровне — 8 марта 1963 года Н. С. Хрущев, выступая перед творческой интеллигенцией, обрушился на «Заставу...» с резкими нападками. Особый гнев Первого секретаря вызвала финальная сцена, где Сергей разговаривает с погибшим на войне, привидевшимся ему отцом. На мучающий юношу вопрос: «как жить?», чтобы не превратиться в безликую «человеко-единицу», отец не дает ответа, говоря, что 23-летний сын старше его на два года и должен сам решать. Хрущеву почудился тут пугавший партийное руководство «конфликт поколений»; картину вернули на доработку, потребовали исправлений и переделок. Она вышла на экраны лишь в 1965 году, после отстранения Хрущева, в искалеченном виде и под новым названием: «Мне двадцать лет». В новой версии отец произносил прочувствованную речь, требуя, чтобы сын всегда держал совесть в чистоте. Странно преобразилась и одна из ключевых сцен, в которой Сергей вместе со своей девушкой слушал поэтов, выступавших на популярных тогда вечерах в Политехническом музее. Стихи звучат и в переделанной картине, кадры же с поэтами нещадно вырезаны — получалось, что вид поэтов более крамолен, чем их слова. Фильм, даже будучи переработан, удостоился высокой чести — получил специальную премию жюри на Венецианском фестивале. В годы перестройки ему вернули первоначальный вид; в Доме кинематографистов состоялась его подлинная премьера.(Энциклопедия КИНО).

16 ноя 2006

#

Это мой самый любимый фильм! Как здорово показана погода того времени, атмосфера отношения людей 60 х.. Можно еще спокойно пройти по ночному городу. Да немного скованы ребята по отношению к нынешней молодежи, но зато какие искренные, уверенные. Всегда по праздникам смотрю этот фильм.

31 мар 2014 Гость

#

8 марта 1963 года с трибуны Свердловского зала Кремля Никита Хрущев с гневом вопрошал авторов картины: "Вы что, хотите восстановить молодежь против старших поколений, поссорить их друг с другом, внести разлад в дружную советскую семью?.."

29 янв 2008 КПРФ

#

вчера по ТК Культура посмотрели с мужем "Застава Ильича". Как не хватает таких фильмов! Браво всем, кто принимал в нем участие и был причастен к его созданию! Спасибо дорогие друзья!!! Это был кусочек счастья для нас после суматошного трудового дня. Браво!!!

28 авг 2008 ДиРоКоГа

#

Великолепный фильм о поколении родителей. Жаль о современности такого не снять...

12 янв 2009 Олег, 35 лет

#

Потрясающая картина о жизни, людях и времени! Спасибо создателям такого произведения!

18 ноя 2009 Migel'

#

povtorite pokaz po teleku

11 янв 2010 Гость

#

сегодня по R1 посмотрел полную версию фильма-отличный срез того времени.Рекомендую фильм Михалкова "Анна от 6 до 18"-80-е годы..

9 окт 2010 вахтанг

#

Глоток воздуха и надежды. Счастливые.

27 ноя 2010 Гость

#

классный фильм.классное время.такого больше не будет никогда.повезло тем ,кто жил в то время.

27 янв 2011 Гость

#

замечательный фильм о поколении 60-х. да, такое зажравшееся поколение, на всем готовом, родители победили в войне, отстроили страну, а детям что? искать работу не надо, страна всему научит, даст жилье, вылечит, защитит! осталось тосковать по свободе слова при кровавом режиме? слушать говнобардов? станцевать рокнрол? мечтать о джинсах? вот о такой тоске фильм.

3 май 2011 Буковски [рейтинг: 19]

#

Люблю, люблю, люблю этот фильм! Не помню сколько раз смотрела его. Как-то его показывали по Ностальгии, в течение недели крутили каждый день, и каждый день я смотрела его, как в первый раз.
Плохо, конечно, что "Заставу Ильича" нещадно кромсали, но не смотря ни на что, этот фильм хорош и в урезанной версии "Мне двадцать лет".

1 апр 2012 Tori

Оставить рецензию Мне двадцать лет / Застава Ильича

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 32




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов