Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Страх и трепет

Stupeur et tremblements / Fear and Trembling
Страх и трепет
2003 - Франция , Япония

Режиссер:

Амели родилась в Японии, и хотя в возрасте пяти лет она вместе с родителям вернулась в Бельгию, ей всегда казалось, что Япония - ее родина. "Я уехала из Японии, но мое сердце осталось там", - признается она своей начальнице Фубуки. Амели кажется, что, когда она подписывает годовой контракт на работу переводчицы на крупной японской корпорации, ее мечта реализовалась. Однако все складывается не так гладко, как ей бы хотелось: очень скоро она осознает, что, несмотря на прекрасное знание японского языка, ей еще многое надо понять в японской культуре и особенно в области бизнеса. К несчастью, пока для Амели не находится переводческой работы, и ее босс, г-н Сато, поручает ей работу в компании под непосредственным руководством Фубуки. Фубуки ошеломляет Амели своей поразительной красотой, грацией и безупречным манерой держать себя. Она влюбляется в Фубуки, однако в этом нет лесбийского оттенка, просто для нее Фубуки - это совершенная японская женщина, которой ей самой хочется стать. Глядя на нее, она словно смотрится в волшебное зеркало, которое отражает ее собственную душу. Амели считает Фубуки своей подругой, перепутав ее вежливое поведение с дружбой. Вскоре, к глубокому своему разочарованию, она видит, что ей отвели роль девушки "на побегушках". Однако, твердо решив произвести приятное впечатление, она с энтузиазмом выполняют свою работу, куда входит доставка почты и современных офисных календарей. К несчастью, она чересчур рьяно делает свое дело и, в конечном счете, делает работу других людей, которые переживают, что из-за нее "потеряли свое лицо"...

"Страх и трепет" — самый знаменитый роман бельгийки Амели Нотомб. Он номинировался на Гонкуровскую премию, был удостоен премии Французской академии (Гран-при за лучший роман, 1999) и переведён на десятки языков. В основе книги — реальный факт авторской биографии: едва окончив университет, Нотомб год проработала в крупной токийской компании.

"Это самая неполиткорректная из французских комедий, в которых вообще любят выводить японцев в карикатурном виде. Однако сам Ален Корно не без оснований утверждает, что его картина рассказывает не о японцах, а о французах, давая им возможность увидеть себя в кривом зеркале. Именно поэтому "Страх и трепет" хорошо принимают в космополитических фестивальных аудиториях, в том числе и в Японии, но в японский прокат фильм не попал, а в Европе и России комедийным хитом не стал: для этого он слишком тонок и умен. Типичное зрелище для эстетов, которые могут оценить и вязь киноманских ассоциаций, и класс актерской игры." АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ

Рецензии на фильм
Страх и трепет

6
#
Ален Карно нагнал страху

"Страх и трепет" — лучший фильм фестиваля "Французское кино сегодня" — всего через несколько дней после его окончания вышел в московский прокат. Возможно, считает АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ, это вообще лучший французский фильм года, но судьба его от этого не становится легче.

Героиню "Страха и трепета" зовут Амели. Так же, как девушку с Монмартра, что триумфально объездила весь мир и стала символом возрождения французского кино. Ту легендарную Амели играла хорошенькая и глупенькая Одри Тоту. Эту — страшненькая и умненькая Сильви Тестю. Но барьер на пути коммерческого успеха картины не только в этом.
Для режиссера Алена Корно, мастера классических колониальных кинороманов и образцовых полицейских триллеров, место действия выбрано неожиданно — прозаический офис корпорации "Юмимото" в одной из токийских высоток. Сюда нанимается по контракту француженка-переводчица, поклонница дзена и древних японских традиций. Она хочет любой ценой вписаться в здешнее общество. Она никак не ожидает, что самурайская иерархия сохранилась поныне и что именно ей, Амели, предстоит быть съеденной с потрохами узкоглазыми клерками.
Это самая неполиткорректная из французских комедий, в которых вообще любят выводить японцев в карикатурном виде. Однако сам Ален Корно не без оснований утверждает, что его картина рассказывает не о японцах, а о французах, давая им возможность увидеть себя в кривом зеркале. Именно поэтому "Страх и трепет" хорошо принимают в космополитических фестивальных аудиториях, в том числе и в Японии, но в японский прокат фильм не попал, а в Европе и России комедийным хитом не стал: для этого он слишком тонок и умен. Типичное зрелище для эстетов, которые могут оценить и вязь киноманских ассоциаций, и класс актерской игры.
Разворачивая служебную дуэль между жалкой, зачуханной Амели и ее начальницей, роскошной японкой Мори, режиссер вводит иронический парафраз знаменитой картины Нагисы Ошимы "Счастливого Рождества, мистер Лоуренс!". Там Дэвида Боуи заживо закапывали в землю, а с торчащей головы срезали прядь волос в знак самурайской любви. Здесь героиню делают прислугой в мужском туалете — тоже культурный садомазохизм, определяющий отношения между Западом и Востоком.
Сильви Тестю великолепна, несмотря на крючковатый нос и веснушки. После Жанны Моро и Изабель Юппер это еще одна французская актриса, которая, если надо, сыграет роковую красавицу (именно это она сделала в "Пленнице" по Марселю Прусту), а в фильме, где нет ни одной любовной сцены, а сюжет вертится вокруг календарей и туалетной бумаги, госпожа Тестю достигает вершин трагикомизма, демонстрирует полное актерское бесстрашие и даже владение приемами японского театра масок.
В сущности, Ален Корно готовит тот же мультикультурный коктейль, что и Квентин Тарантино. Но создатель "Убить Билла" — американский попсовый бармен, его напитки кишат всеми возможными компонентами, включая японские манга, порно и гонконгский экшн. Американца Тарантино не заботит вкус, он не видит проблемы взаимопонимания культур, поскольку речь идет о масскульте, а здесь все можно смешивать со всем. Француз Корно, даже если он снял "Пистолет 'Питон-357'" и "Черную серию", остается автором европейского розлива, который знает, что самую экзотическую смесь лучше не взбалтывать.

Источник: АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ, Газета «Коммерсантъ» № 226(2829) от 10.12.2003

27 апр 2009

#
Ален КОРНО: "Конторская жизнь кошмарна везде"

Одной из самых любопытных картин завершившегося в Москве фестиваля "Французское кино сегодня" стала сатира "Страх и трепет" мэтра Алена Корно. На этой неделе фильм выйдет в наш прокат. Корно начинал в 70-80-е с полицейских драм с Ивом Монтаном ("Пистолет "Питон 357", "Угроза", "Выбор оружия"). Но после знаменитых "Форта Саганн" и "Индийского ноктюрна" все сильнее увлекается актуальными сюжетами, которые называют "мультикультурными": о столкновении на житейском пятачке рас, наций, типов мышления. "Страх и трепет" (чувства, которые должно испытывать перед начальством) снят по одноименной книге Амели Нотомб о француженке, которая безуспешно пытается сделать карьеру в крупной токийской корпорации. О парадоксах взаимонепонимания народов с Аленом КОРНО побеседовал обозреватель "Известий" Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ.

- Как вам опыт работы над "Страхом и трепетом"?

- Достаточно сказать, что я впервые снимал картину на незнакомом языке, да еще на японском.

- Сегодня, когда правит бал политкорректность, а с другой стороны, противоречия культур приводят к реальному террору, опасно делать фильмы о взаимоотношениях народов. Особенно такие смешные, как "Страх и трепет".

- Я понимал, что тон фильма не вполне корректен, но осознанно сделал его таким. Поскольку был уверен в своей любви и искренности по отношению к Японии и японцам.

- Но не боялись ли вы, что вас обвинят в элементе расизма? Либо та сторона, либо эта, либо Запад, либо Восток?

- Я думал над этим. Но, во-первых, быстро понял, что история, которую я экранизирую, подлинная. А во-вторых, сами японцы делали гораздо более жесткие фильмы про корпоративную этику и жизнь в конторах. Помимо прочего мы ведь видим ситуацию глазами европейки - именно она оценивает происходящее и ничего не понимает. В конечном счете эта европейская девушка благодаря своему странному опыту нахождения в японском обществе осознает самое себя, свою индивидуальность.

- Но хлебнуть ей приходится порядочно! Из-за таинственных ошибок во взаимоотношениях с начальством ее ведь, с точки зрения европейца, начинают третировать. Подавляют инициативу, эксплуатируют, а затем и вовсе предлагают мыть сортиры. Ее непосредственная начальница, в дружбу с которой она сглупу поверила, по европейским меркам ведет себя как стерва и стукачка!

- Но именно эта "злая" для меня и есть истинная жертва. Амели, как зовут автора книги "Страх и трепет" и главную героиню, в этой ситуации турист. Она в любой момент может отказаться терпеть унижения и уехать. А вот "злая" Фубуки, как зовут начальницу, застряла в этих обстоятельствах на всю жизнь. Можно сказать, что Амели ошиблась в ее оценке - как и в оценках всех прочих. Она не смогла понять, что за люди скрываются за иерархическими масками. Как и многие европейцы, она пребывала в иллюзии, что театральный ритуал, который японцы соблюдают в отношениях между собой, и есть психологическая правда.

- Не ощутили ли вы себя на съемочной площадке в роли своей героини - ведь все актеры, кроме французской звезды Сильви Тестю, были японцами? Не столкнулись ли с такой же закрытостью и непонятными реакциями?

- Нет, артисты - совсем другие люди. Более того: я, как режиссер, ставил мизансцены, которые актеры, лучше меня знающие, как все происходит в Японии, предварительно сами разыгрывали. Актеры стали для меня источником знаний. Зато когда я общался с японскими продюсерами, я действительно (смеется) пережил многое из того, что и Амели. Ясно, что когда пытаешься экранизировать подобный сюжет в Японии, тебе сразу говорят: "Это невозможно". И нужно несколько дней пить с тамошними продюсерами много саке и бренди, чтобы они наконец согласились: ладно, возможно!

- Может ли в принципе западный человек понять восточного и наоборот? Дистрибьютор, неожиданно успешно прокатавший в России "Куклы" Такеси Китано, как-то сказал, что ощущает себя продавцом, впаривающим сандалии эскимосам. Тем не нужны летние сандалии. Но вдруг они замечают, что очередная пара напоминает формой некую священную для них вещь. Тогда они с восторгом покупают их, но не носят, а вешают на стену. Имеется в виду, что Китано снял "Куклы" про одно, а российские зрители усматривают в них совсем другое, близкое себе.

- Это экстремальная версия событий. Я смотрю корейское или японское кино - и полагаю, что оцениваю его достаточно адекватно. Согласитесь, все-таки трудно принять сандалии за Бога. Мне кажется, что даже когда речь идет о чем-то совсем далеком и непонимаемом, понять все равно можно. Когда я оказывался в Японии, у меня тоже возникало ощущение, будто нахожусь - если сравнивать культуры - в максимально удаленной от Европы точке планеты. Я даже испытал там эмоциональный переход от восхищения к страху. Но с другой стороны, в том же Токио - ничего фольклорного. Нью-Йорк по сравнению с Токио кажется городом XIX века.

- "Страх и трепет" показали на Токийском фестивале французского кино, подобном тому Московскому, во время которого мы и беседуем. Как восприняли фильм японцы?

- Я предпринял перед показом только одну предосторожность: сказал со сцены, что если бы японский кинематографист снял картину о французской бюрократической жизни, то (смеется) французам это бы о-очень не понравилось!.. Больше всего меня обрадовало то, что японская аудитория смеялась - даже сильнее французской. Еще и потому, что понимала ошибки европейской девочки гораздо раньше. Например, когда героиню представляют этому толстому начальнику Омоти, для французов она ведет себя нормально. А японцы мне сказали: но она же сразу начинает смотреть ему в глаза, а этого делать нельзя! Японские фильмы про жуткую конторскую жизнь более карикатурные. Мой же фильм там восприняли как реалистический, хотя он, конечно, не японский, а французский по духу.

- Когда вы начинали карьеру режиссера, у вас был постоянный актер - сам Ив Монтан. Сейчас у вас нет постоянного актера.

- Одна из причин в том, что сейчас в кино нет звезд уровня Ива Монтана, Жана Габена, Лино Вентуры. Именно я, кстати, привлек Монтана в детективный жанр - и очень гордился этим! До этого трудно было представить его, интеллектуала, с большим пистолетом. Когда у вас есть актер уровня Монтана, вы можете, не меняя жанра, переводить его из фильма в фильм - вокруг него сразу создается особая атмосфера. Впрочем, полицейский черный жанр, в котором мы работали с Монтаном, почему-то исчез из французского кино. Почему, не знаю, ведь он восходит еще к немому кино, а потом в нем работали такие классики, как Клузо и Мельвиль. А потом Дере, Тавернье и даже я. Впрочем, если не считать комедий, во французском кинематографе вообще не осталось жанровых фильмов. Наверное, это тема для журналистского расследования.

P. S. Уже после интервью представитель "Юнифранса" (одного из организаторов фестивалей французского кино и в Токио, и в Москве) уточнил ситуацию с восприятием "Страха и трепета" в Японии: фильм действительно прошел на ура, но все-таки его смотрела продвинутая фестивальная аудитория. Вместе с тем ни один японский дистрибьютор не решился купить фильм для проката.


Источник: Юрий ГЛАДИЛЬЩИКОВ, Известия.Ру, 12:38 09.12.03

27 апр 2009

#

Великолепно!!!!!

26 июл 2010 Гость

#

Браво!!!

6 авг 2010 Павел. Красноярск

#

Пару недель назад вернулась из Южной Кореи, прожили там год, прекрасно могу понять главную героиню. Фильм очень ярко выражает конфликт европейской и азиатской культуры в области бизнеса и отношений между людьми.

7 авг 2010 Гость

#

Прекрасный фильм! И не только о встрече двух культур, но и о самом человеке, его внутреннем становлении.

20 ноя 2010 Гость

Оставить рецензию Страх и трепет

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 202




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
550 руб.
Купить «Страх и трепет» на DVD можно за 550 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов