Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Жизнь других

L: Das Leben der Anderen
Жизнь других
2006 - Германия

Режиссер:

В Италии фильм "Жизнь других" был назван лучшим европейским фильмом 2006 г., в Голливуде – лучшим зарубежным фильмом. В Германии его просто считают лучшим кино десятилетия.

Наступает момент, когда твой спокойный собственный мир начинает рушиться... Тебе нужно сделать выбор. Проявить активность. От реальности нельзя больше скрыться, она вызывает тебя на поединок с тем, чего тебе так не хотелось видеть прежде... Ты живешь в своем времени. Ты сам решаешь, как тебе жить и что делать. Ведь в жизни есть место всему - благородству и подлости, предательству и жертвенности. Каким ты будешь - решать тебе. Если от выданной тобой тайны зависит жизнь других? Если тебя предали, но ты не можешь понять, почему? Ты не знаешь, почему жив до сих пор? Ты не можешь предположить, что тебя спас твой враг. … Когда вокруг тебя столько лжи, ты не понимаешь, кто - твой друг, а кто - предатель.
Восточный Берлин. 1984 год. Через пять лет весь мир будет наблюдать падение Берлинской стены. Агент "Штази" Герд Визлер - высококлассный специалист, преданный социалистическим идеалам. Не доверяя благонадежности театрального драматурга Георга Дреймана, он по заданию полковника Грубитца ставит на прослушивание квартиру Дреймана. Скоро Визлер, получивший доступ к чужой частной жизни, проникается симпатией к человеку, за которым вынужден следить с утра до ночи. Дрейман и его девушка, актриса Криста-Мария, любят друг друга. Их чувства - воплощение творческой и личной свободы людей того времени, но они подвергаются серьезной проверке режимом. Страдания незнакомых людей в стране, которой он так предан, постепенно меняют и самого Визлера...

Премия "Оскар", как лучший иностранный фильм 2007 года, а также множество европейских наград.

Это было бы чистой публицистикой, если бы не психологический рисунок главной роли. Именно чекист оказывается жертвой, но не потому, что после падения Берлинской стены он переквалифицировался в жалкого почтальона. Просто он оказался тем самым маленьким человеком, которому принято сочувствовать и самым счастливым моментом в жизни которого оказался тот, когда он получил шанс хоть краешком уха прильнуть к живой жизни других. Самое смешное, что недовольный сценарием директор мемориального музея, расположенного в здании тюрьмы Штази, отказался пустить туда съемочную группу, поскольку чекисты хорошими не бывают. Михаил Трофименков.

Рецензии на фильм
Жизнь других

5
#
Назад в ГДР

Картина Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка получила "Оскара" как лучший фильм на иностранном языке. Несколькими часами раньше "Жизнь других" была показана на V Международном фестивале кинематографических дебютов "Дух огня" в Ханты-Мансийске. Сам режиссер-дебютант в Сибирь не приехал, поскольку находился в Лос-Анджелесе в ожидании предстоящей оскаровской церемонии. Картину в Ханты-Мансийске представлял кто-то из продюсерского цеха, не самый главный. С "Жизнью других" произошла преинтересная история. Берлинский кинофестиваль в 2006 году ее в основной конкурс не взял, а от предложенного участия в "Панораме" сам режиссер отказался. Потом фильм не взяли на Каннский фестиваль, мотивируя отказом от него Берлинале. В итоге картину показали в Локарно, где она получила приз зрительских симпатий, а потом и множество других наград по миру, включая призы Европейской киноакадемии, признавшей "Жизнь других" лучшим европейским фильмом 2006 года. 54 страны приобрели ее в прокат. Теперь картина представляла Германию на "Оскаре" и сделала это как нельзя лучше. История, напоминающая казус с "Амели". Главный фестиваль мира, свой родной Канн, картину прокатил, а потом она стала чуть ли не символом Франции.

Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, родившийся в Кельне в 1973 году в семье известных промышленников (фамилия свидетельствует о благородстве рода), выросший в Нью-Йорке, Берлине, Франкфурте и Брюсселе, изучавший русский язык в Ленинграде, а философию и политику - в Оксфорде, учившийся в Мюнхенской киноакадемии, - просто человек мира - вдруг снял фильм о ГДР. Причем события происходят буквально накануне перестройки в России, и в кадре, ближе к финалу, появляются газеты с изображением Михаила Горбачева. Тогда начался для Германии новый отсчет времени. Тема ГДР становится модной и востребованной. Она и прежде всегда волновала немцев, но в последние два года в особенности. Огромной популярностью в Германии пользовалась картина "Гуд бай, Ленин!". А не так давно в Берлине открылся Музей истории ГДР, где представлена даже мебель, скудная по нынешним меркам обстановка немецких квартир того времени. Немцы испытывают нечто вроде страха и трепета от соприкосновения с этой темой.

"Жизнь других" рассказывает о людях - писателе и актрисе, живущих в Восточной Германии, за которыми установлена слежка. Квартира поставлена на прослушивание, и бдительные агенты "Штази" сидят в наушниках у весьма допотопных прослушивающих устройств, фиксируя в рапортах все происходящее, все произнесенные слова и звуки. Об этом рассказывает и знаменитый берлинский Музей Стены "Чекпойнт", зафиксировавший трагические человеческие истории, смерти тех, кто пытался перебраться в Западный Берлин из ГДР, отчаяние, происходившее в умах. Сюда идут потоки людей до самого вечера. Главные роли в фильме сыграли отличные немецкие актеры Ульрих Мюле (сотрудник "Штази"), Себастьян Кох (писатель) и Мартина Гедек (актриса), хотя, пожалуй, для последних двоих "Жизнь других" значительным актерским свершением не стала. Картина смотрится с интересом, тем более что заданная тема отработана кинематографом пока еще скромно, а многие обстоятельства сложного прошлого ГДР до недавних пор вообще оставались неизвестными. Но говорить о художественных открытиях в данном случае не приходится. Пронзительной истории любви и предательства не получилось при всем трагизме произошедшего с героями. И хотя, если верить представлявшему в Ханты-Мансийске картину продюсеру, она прежде всего о любви, а "другие" - это писатель и актриса, возможно предложить иные прочтения. Допустим, то, что другие - это "Штази", в особенности Герд Вейслер, ведущий прослушку, а потом фактически пытающийся спасти своих жертв ценой собственной карьеры. И в "Штази", получается, встречались приличные люди. Что же касается человеческих чувств, то их тут меньше, чем политики. Режиссер достаточно молод, чтобы знать о том, как это было, по собственному опыту. Да и вырос он в западной части Германии. Хотя творцу необязательно, конечно, на собственной шкуре постигать природу чувств и обстоятельств. Но ощущения подлинности от жизни на экране не возникает, все только хорошо обозначено и рассказано.

Светлана ХОХРЯКОВА. www.kultura-portal.ru

5 дек 2007

#

Флориан Хенкель фон Доннерсмарк снял качественное кино, с немецким акцентом, о социалистической Европе и европейцах 80-х, снял изящно и сдержанно, не скатившись к мелкобуржуазной сентиментальности, и к проверенному десятилетиями шаблонному сюжету из разряда «среда заела».
Жизнь, по-простому счастливых людей, населяющих типовые «коробки» планово построенных многоэтажек, обыденна до хрупкости, а поэтому уязвима, легко разрушаема простым звонком служителей «Большого Брата» в дверь.
Кокон ГДР, сплетенный, такими как Герд Вислер, и старательно подтачиваемый, такими как Георг Драйман, по пришествию многих лет так и останется для одних страной запретов, а для других окутанная тёплым очарованием прошлого, превратиться в лучшее место на земле, где борьба с режимом была делом чести каждого думающего интеллигента. Но, заигрывание с властью мало кому удается, и восточные немцы, это понимают ужу с детства, зная, что влечёт за собой появление на пороге квартиры людей одетых в плащи мышиного цвета.
«Жизнь других» поразительно свободная от всякого родя «коньюктуры» лента, выступающая не только как поразительный образец немецкого стиля в кино, но и как пригодное для эстетического рассматривания художественное полотно.

11 окт 2007 Kasablanka

#

Это поразительный в своей честности без истерии фильм, который надо показывать во всех кинотеатрах страны. И странно (хотя в условиях нового времени закономерно), что и сейчас, спустя два года, фильм трудно найти даже на дисках. Кто-то очень не хочет, чтобы фильм дошел до зрителя в этой стране.

16 июл 2008 Гость

#

отличный сценарий, прекрасный финал, идея человечности просто настолько мощная, дух захватывает.

17 авг 2008 Гость

#

После "Жизнь других" я теперь очень уважительно отношусь к немецкому кино. Есть что посмотреть и, главное - есть над чем подумать. "Жизнь других" не из тех фильмов, которые забываются сразу после просмотра, это сильное, серьёзное кино, оставляющее в душе отпечаток надолго. Если ещё не посмотрели - найдите такую возможность.

Название "Жизнь других" имеет, на мой взгляд, два смысловых оттенка. Первый - очевидный. Офицер "Штази" Герд Вислер по долгу службы наблюдает за "жизнью других" - за писателем и драматургом Георгом Драйманом, которого начинают подозревать в неблагонадежности, его подружкой актрисой Кристой-Марией Зиланд, за его друзьями и гостями. Под контролем каждое слово, каждая строчка, каждый посетитель... Но это глубокое проникновение в жизнь объекта наблюдения неожиданно меняет и самого наблюдателя.

В начале фильма мы видим профессиональную сволочь, безжалостного сторожевого пса Системы. Он пытает подозреваемого бессонницей, бесстрастно вычисляет его ложь (профессионал!), читает лекции по палаческому ремеслу (не забывая об основных обязанностях, он "берет на карандаш" студента, выразившего мнение о бесчеловечности подобных методов). И все же в системе духовно-моральной классификации из "Бутырской баллады" Юрия Давыдова ("мусор"-"мент"-"милиционер") он - не "мусор"! Напомню, "мусор" идет в органы чтобы, пользуясь властью, пакостить Людям под защитой погон. Он топчет, уничтожает Человечную мысль из личного убеждения, глубокой внутренней потребности унизить всех, кто живет счастливей его самого, на самом деле очень несчастного индивида. А оправдание для себя самого и для большинства других, таких же как и он, долго искать не надо. В общем-то, это тот же преступник, только пока безнаказанный . "Оборотни в погонах" - это Грызлов о них, о "мусорах". "Мент" - этот просто ходит на работу за деньги. Ну, кто-то на завод, кто-то в офис, кто-то в органы... Он выполняет свои функции - в той мере, насколько их можно выполнить за деньги. Продажен или неподажен в той мере, насколько это выгодно ему лично. "Милиционер" же действительно служит обществу. Это он борется (или пытается бороться, чаще безуспешно) с преступностью, взяточничеством, коррупцией, беспределом. Это его вышибают в первую очередь, как самого неудобного. Это их - почти не осталось в Системе, захваченной "мусорами" и "ментами".

Кто же такой Герд Вислер? На протяжении фильма показан духовный рост героя. Да, вначале он ведёт жесткий допрос, но, - ничего личного, - это служебная обязанность, которую Вислер делает хорошо. Он думает, что действительно служит правому делу, защищая Систему, которая его воспитала, верит в идеалы социализма, - вспомните, как его коробят циничные высказывания начальства и коллег по службе. В то же время страшна его духовная нищета. У него нет друзей, он одинок, и как человек - никому не нужен. Его никто не любит. Наблюдая за отношениями других людей, жизнью, в которой есть нечто настоящее, он получает возможность посмотреть со стороны на жизнь свою, и увидеть, как мало в ней смысла. Да, он позавидовал, почувствовал себя ущербным - но не возненавидел, не озлобился. Почему?! - Именно потому, что он по сути не "мусор", его духовный уровень все же был достаточно высок. Может быть такое в жизни? - Конечно. В нашей стране долгое время запрещали Высоцкого, но партийные шишки крутили для себя запрещенные бобины и тоже чувствовали, что, что прикасаются к Настоящему, так ценному среди царящей вокруг фальши и лицемерия. Настоящее искусство всегда социально, всегда поляризует общество - на добрых людей и подлецов. На "мусоров" и "милиционеров". На Людей и Нелюдей. И в этом его главная функция. "Разве можно слушать такую музыку и оставаться негодяем?" - говорит один из героев фильма. Музыка, стихи, театр, любовь, дружба... Это те ключики, с помощью которых Настоящее, само того не подозревая проникает даже под панцирь холодного служаки, и он начинает оттаивать. Вислер начинает помогать симпатичным ему людям, потому что на тот момент это было самое лучшее, из того, что он видел в жизни, что вообще стоит защищать. Так уж он устроен, он привык забывать о себе, ему надо что-то защищать. И если это уже не Система, состоящая из бессовестных циников, нечистоплотных карьеристов, то почему это не могут быть самые достойные люди, к которым он был в это время близок?

В этом второй смысл названия фильма. Герои на протяжении картины вынуждены постоянно выбирать, что для них важнее в жизни: своё собственное благополучие, свои шкурные интересы или интересы других людей, "жизнь других"? Понимал ли офицер "Штази", что в спецслужбе работают не глупцы, и что его всё равно вычислят? Думаю, понимал... Но он выбрал, что "жизнь других" важнее, чем его собственная, поэтому и рисковал, проходя по грани разоблачения. Фрау Майнике, увидевшая, как устанавливают прослушку в квартире режиссера, могла бы предупредить, хотя бы намекнуть. Да, это опасно, дочь может вылететь из института, но с другой стороны, чувствовать себя сволочью?!... Внутренняя борьба быстро заканчивается, своя шкура все же ближе...

И арестованная Криста-Мария также выбирает между верностью и предательством, между своим благополучием - свобода, игра на сцене, и "жизнью другого". И предаёт. Предает потому, что предавала уже и раньше, каждый раз, когда принимала наркотики, когда уходила на свидания с похотливым министром, когда демонстративно не старалась вникнуть в ту социальную деятельность, что шла вокруг неё. Это дико одинокому Герду Вислеру отношения наблюдаемой пары могли показаться чем-то замечательным. На деле же для Кристы-Марии "жизнь других" всегда была на втором месте после "жизни своей". Фильм заставляет задуматься главным образом из-за переживания этой мысли - что главнее? И спасибо режиссеру за четкую гуманистическую позицию: только когда ты живешь "жизнью других" - это и есть Жизнь.

Еще один оттенок названия "Жизнь других" вряд ли задумывался режиссером, но для нас, для нашей совковии он тоже важен. Увы, наша жизнь отличается от "их жизни"... В Германии открыли архивы спецслужб, и каждый желающий может прийти в музей "Штази" (теперь уже музей) и посмотреть - кто на кого стучал, кто за кем следил, кто кого предавал? "Не существует панацеи он человеческих бед, но ближе всех к ней находится гласность". Лучший способ не повторять ошибок прошлого - высветить их. У нас в стране архивы так и не были открыты, и как раз такое развитие событий является ночным кошмаром для управителей в нашем полицейском государстве. Уничтожались миллионы в ГУЛагах и психушках, но ведь тех, кто уничтожал, кто сажал, охранял, стучал - их тоже - миллионы. Уничтожив умных, честных, они сами выжили и дали потомство, закрепив в генах человеконенависничество. И, может быть, им кажется, что так будет всегда, что их подлости и преступл ения навсегда останутся безнаказанными. Но Система, гнилая изнутри, слабее чем им кажется. В ГДР казавшаяся всесильной "Штази" рухнула в одночасье вместе с Берлинской стеной. 100 тысяч служащих, 200 тысяч агентов не смогли и не захотели помешать этому. Сейчас в Германии "Штази" признана преступной организацией, если индивид имел к ней отношение, его не возьмут ни на одну серьезную должность. Разве что почтальоном, как Вислера...

Что делать?! Объединяться. Развивать социальную мысль в каждом. Пока каждый сидит за своей печкой, думая только о себе - жизнь никогда не изменится. Сколько раз вы, читающие эти строки, были на митинге, на пикете? Сколько раз вы писали письма протеста? Сколько раз вы проявляли свою активную гражданскую позицию? В Германии тоже ведь - боролись единицы, большинство покорялось и молчало. Но ведь кто-то же боролся!

Борьба не бессмысленна. Это хорошо видно и на практике. 6 августа была освобождена наша незаконно арестованная коллега Юлия Приведенная. Пикеты в центре Москвы и одиночные напротив Генеральной Прокуратуры принесли свои результаты. По слухам Генеральный Прокурор Московской области господин Замуруев (боже мой, вот уж действительно гоголевская фамилия) распорядился - так, чтоб плакатов этих здесь не было. Мы их достали! Когда Юльку выпустили, она рассказывала, что очень многие сидят только потому, что не собираются бороться, отстаивать свои права, что за них некому заступиться, они никому не нужны.
Надо объединяться, товарищи. Выходить c уровня обывателей на уровень бунтарей и борцов. Создавать общественные структуры, партии, объединения. И да настанет страшный день для стукачей и доносчиков, когда мы все же предадим гласности секретные архивы!


Мнения после мозгового штурма суммировал Владимир Беланенко
Откликнитесь, уцелевшие альтруисты,
трезвые и некурящие представители мыслящей молодёжи!
Кто ищет Человечных друзей, переживает за судьбу Отечества
и хочет учиться, чтобы быть Лидером, давайте объединяться!

ICQ 416134070 - на связи всегда.
Подписаться на рассылку «Пристрастные рецензии. Анализ социального кино»:
http://content.mail.ru/pages/p_53253.html

Почтовый адрес: 125009 Москва а/я 150 - Беланенко Владимиру

3 сен 2008 lideru

Оставить рецензию Жизнь других

Войдите или Зарегистрируйтесь
Это позволит вам отслеживать рецензии и комментарии других людей, а так же вы сможете участвовать в розыгрыше фильмов за лучшую рецензию.
Имя
защитный код
введите код с картинки слева
 
Актеры Оценка за игру в этом фильме
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 233




Реклама на сайте

Купить на DVD

Доступен к заказу
350 руб.
Купить «Жизнь других» на DVD можно за 350 руб.
Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов