Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Прямохождение"

Купить "Прямохождение" можно за 250 руб.

Всемирная премьера фильма "Прямохождение"





 На роттердамском кинофестивале прошла всемирная премьера фильма Евгения Юфита "Прямохождение".


Фильмы Евгения Юфита обычно показывают в киномузеях, а не в кинозалах. Режиссер явно не ожидал, что на всемирную премьеру "Прямохождения" соберется полный зал.

"Хочу предупредить вас, что фильм рассчитан на эстетически подготовленную аудиторию", - по-русски обращается к залу Юфит. Звучит перевод, и по залу пробегает нервный смешок.

Некрореализма, как метода, сформулированного Юфитом и его питерскими единомышленниками в начале восьмидесятых, больше не существует. На сегодняшний день, Юфит - единственный режиссер, работающий в этой стилистике. В чем ее особенности?

"Термин "некрореализм" подразумевает следующее: использование эстетики старого кино - немого кино, немецкого экспрессионизма, французского сюрреализма. Эта эстетика сталкивается с черным юмором и социальным гротеском, присущим российско-советской действительности", - поясняет режиссер.

"Тема смерти выражена в ранних фильмах присутствием трупов, а в более поздних - атмосферой и ощущениями", - добавляет Евгений Юфит.

Черно-белое восприятие

По атмосфере и ощущениям широкоформатное черно-белое "Прямохождение" - научно-фантастический триллер.

Профессор-биолог поселяется на лето с семьей в полуразвалившемся деревенском доме, в подвале которого дети находят заброшенную лабораторию по выведению сверхчеловека.

В рулонах сохранившейся кинопленки и потрепанных папках с тесемками хранится тайна, в которую профессор решает проникнуть.

Монтируя документальные кадры с художественной съемкой, Юфит виртуозно имитирует советскую кинохронику тридцатых годов.

"Возможности черно-белого кино огромны и колоссальны, и я их еще не исчерпал", - считает Юфит.
"Прямой цвет мне неинтересен, он абсолютно иллюстративен и лишен художественности. Задача художника состоит в деформации реальности, а не в ее имитации. Насколько я знаю, младенцы до месяца видят в черно-белом изображении. У многих животных черно-белое зрение. Вполне возможно, что в архаике существовали именно такие формы восприятия", - говорит он.

Нарушитель табу

На закате советской империи творчество Юфита нарушало фундаментальные табу социалистического мировосприятия. Во многих его картинах показана гомосексуальность как вариант человеческого поведения.

Сцена купания деревенских подростков в "Прямохождении" отсылает опытного зрителя к другой картине Юфита, "Деревянной комнате".

Юфит замечает, что не стоит предавать гомосексуальному фону в его работах слишком большое значение.


"Мои фильмы свободно-ассоциативны, и каждый зритель может выбирать из них то, что ему угодно. Если кто-то захочет видеть нарочитую гомосексуальность, пусть видит... Я вспоминаю, в советские времена выходили статьи обо мне, в которых говорилось о "протесте". При этом авторы статей никак не могли решить, против чего именно я протестовал. Наконец один кинокритик нашел определение нашему движению - он назвал нашу работу "бунтом паучьих самцов в банке с плотно закрытой крышкой", - вспоминает режиссер.

Такова была официальная оценка творчества Евгения Юфита четверть века назад.

Что же происходит сегодня? Принес ли крах тоталитаризма в России необходимую степень творческой свободы?

"Снимать сегодня труднее"

Юфит отрицательно качает головой: "Что вы! Кино снимать сегодня намного труднее, чем 20 лет назад. В те времена при каждом заводе или фабрике существовала киностудия", - рассказывает он.

"Эти киностудии давали возможность просто бесплатно использовать техническую базу, снимать и даже показывать картины. Оставалось только найти актеров. Так, в сущности, и были созданы все мои ранние фильмы."

Времена изменились. Сегодня за спиной режиссера стоят два мощных кинопродюсера. Компания СТВ Сергея Сельянова, создавшая всероссийские блокбастеры "Брат", "Война", "Бумер", решила поддержать артхаусный проект Юфита.

Со-продюсеры фильма - Игорь Каленов (Никола-фильм) и роттердамский Фонд Хуберта Балса.

Тем не менее, большую часть работы над фильмом Юфит вел практически в одиночку.

"Мне трудно сказать, сколько именно стоило "Прямохождение". Расходы были в основном технологические - на обработку пленки и т.д. А так гонорары у актеров были символические. Можно сказать, что они по-дружески помогали мне. Натурные съемки мы тоже делали почти бесплатно. Знаете, поезда, паровозы, теплоходы - в российской провинции еще можно договориться с людьми за бесплатно, просто за бутылку водки", - рассказал Евгений Юфит.

"Уйти в среду"

Режиссер и продюсеры собираются не только демонстрировать "Прямохождение" на кинофестивалях, но и выпустить картину в ограниченный прокат в России. В марте состоится премьера в питерском Доме кино и в московском "Синефантоме". Затем фильм появится кинотеатрах.

Юфит рассчитывает на поддержку компании СТВ и в будущем. "Я сейчас задумываюсь над следующей картиной. Хотелось бы уйти в среду - поснимать под водой или через воду. Космос меня тоже интересует. Космическая хроника", - говорит Евгений Юфит.

Киноман и кинофанатик, Юфит честно признается, что практически не смотрит кино, особенно современное. По его мнению, за последние пятьдесят лет в мировом кинематографе ничего нового не произошло.

На вопрос о российском кино, Евгений Юфит отвечает: "Ничего не могу вам сказать. Я смотрю только то, на чем мой глаз может зафиксироваться. Какие-то архивные фильмы, американскую научную фантастику сороковых-пятидесятых. А о современных фильмах я ничего не знаю. Я их не смотрю".

(Мария Бейкер
Роттердам, для bbcrussian.com )
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 286




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов