Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Тихомиров и Юфит: Энергетическая пара"

Купить "Тихомиров и Юфит: Энергетическая пара" можно за 1750 руб.

Энергичные люди - Тихомиров и Юфит


Пути двух легендарных художников, Виктора Тихомирова и Евгения Юфита, в течение долгих лет жизни в искусстве шли параллельно, буквально в поле зрения друг друга. Основательно они познакомились на одном из кинофестивалей. Что же их привлекло друг в друге? Для Виктора Тихомирова Евгений Юфит — энергичный человек. Он полон, как и сам Тихомиров, творческих идей, сил и бодрости. Бодрость Юфита привлекла бодрого Тихомирова. Эти художники не хандрят. Бодрость и матерость — их девиз. Как говорит Тихомиров, — «У меня есть избыток энергии, и это подрывает мой авторитет художника, который должен быть болезненным и несколько депрессивным». Образ художника-страдальца сложился в конце ХIХ века, во времена декаданса, и достался по наследству неофициальному искусству, когда энергичными должны были быть комсомольские вожаки и директора заводов турбинных лопаток. Парадоксальным образом миф о болезненном художнике перекочевал и в постсоветские времена. Если ты — энергичный человек, то должен заниматься бизнесом или политикой. Юфит и Тихомиров опровергают эту легенду. Они — энергичные художники. Для Виктора Тихомирова Евгений Юфит — гуманист. Один художник разглядел в другом то, чего обычно не замечают. Публичный образ Юфита сформировался в большей мере под влиянием слова «некрореализм», чем под воздействием его творчества. Имя «некрореализм» оказалось сцепленным с понятной «некрофилией», с издевательством над человеческими ценностями и гуманизмом. Художник Тихомиров со всей проницательностью собрата по цеху сразу же отметил: Юфит — гуманист, а нынче и «образец вкуса»; в его искусстве «нет никакой пошлости». Образец пошлости — реклама, Юфит же представляет совсем негламурный образ человека, личности, живущей по ту сторону рекламы. Гуманистический проект Юфита воплощает пограничные состояния человека, состояния, которые ложный гуманизм скрывает — психопатологию, зооморфизм, зомбирование. Для Виктора Тихомирова Евгений Юфит — творец двойственного искусства. Его искусство страшное и смешное одновременно. На первом же показе некрофильмов в Ленинградском Доме кино в 1988 году, как и впоследствии в прославленном кинотеатре «Спартак», половина зала цепенела от ужаса, в то время как вторая не могла остановиться от хохота. Тихомиров оценил умение удерживаться «на острие бритвы» между ужасом и смехом, ведь обычно смех обезвреживает ужас. Обычно ужас душит смех. Но у Юфита, удивительным образом, одно не снижает амплитуды другого. Юфиту некоторые живописные работы Тихомирова напомнили о временах раннего некрореализма. Тихомиров показался ему не просто ранним, а диким некрореалистом. Картины Тихомирова, населенные странными дикими животными — медведями, на плечах которых сидят маленькие девочки, волками с человеческими лицами, зайцами с волчьими оскалами — стали для Юфита воображаемой иллюстрацией к ранней некрореалистической сказке Андрея Мертвого «Девочка и медведь». Среди дремучего леса сплавляется по болотистой реке на вздувшемся от гнилостной эмфиземы трупе своей учительницы, выжившая после аварии маленькая девочка Таня, со своим единственным товарищем, медведем-людоедом. Юфиту картины Тихомирова говорят о глубинном ощущении природы, пригорода, деревни. На картинах Тихомирова в заповедных чащах обитают Баба Яга и юные обнаженные красавицы, волкомедведи и зайцелисы. В пригородной полосе, где еще сохранились останки природы, среди березовых и осиновых рощ, болот и озер странствуют между жизнью и смертью зооантропоморфы Юфита. Юфит в своих фильмах обычно рассказывает о маньяках-ученых и героях эксперимента, отважно идущих на гибридизацию с бобром, деревом, обезьяной. Животные на картинах Виктора Тихомирова — с человеческим лицом. Желание очеловечиться проглядывает в животных чертах. Вот кот сладострастно сжимает когтями белую девичью грудь, пойманной им курочки. Вот медведи стоят на задних лапах и ревут от нечеловеческой, но такой человеческой тоски. Вот зловеще улыбаются волки. Что еще сближает Юфита с Тихомировым? Самый простой ответ: разнообразие деятельности. Оба художника проявляют свою творческую энергию в разных техниках и в разных областях искусства. Виктор Тихомиров пишет картины, снимает кино, делает иллюстрации для книг, пишет рассказы, сценарии, публи-цистические статьи. Юфит снимает кино, пишет сценарии, занимается фотографией, некроперформансами, пишет картины. Оба художника начинали с коллективной деятельности. Они принадлежат наиболее влиятельным группам, возникшим в Ленинграде в середине 1980-х годов. Юфит — основатель движения «Некрореализм». «Некрореализм» — реализм смерти, показывающий относительность понятий «живой» и «мертвый». Его герои — ни живые, ни мертвые приматы пригорода. Виктор Тихомиров — активный участник группы «Митьки». Группы, воплотившей миф о «маленьком человеке», выживающем, несмотря ни на какие катаклизмы. По определению Андрея Битова: «Митьки обустроили камеру». И «Некрореализм», и «Митьки» появились во «времена лютого застоя». Их эстетическая программа основана на обращении к двум важнейшим мифам. «Некрореализм», показывающий бессмысленную тупость смерти, пародировал советскую идею героический гибели за Родину. «Митьки» возродили миф о неприхотливом «маленьком» советском человеке, унаследовавшем свою неизбывную тоску по возвышенному у героев Гоголя и Достоевского. Искусство Юфита и Тихомирова пронизано черным юмором. Юмор Тихомирова оттеняет юмор Юфита. У Юфита — это некроюмор заиндивевших рельсов. У Тихомирова — юмор народного искусства, заговаривающий, завораживающий, завлекающий без слов (как сказал о нем Владимир Шинкарев: «Юмор, как улыбка Чеширского кота»). Картины Виктора Тихомирова повествовательны, их можно пересказать. Вот революционный матрос загляделся на звездное зимнее небо в окружении ревущих волков, вот три слона сошли с пачки индийского чая, чтобы спасти от гибели российских моряков, а вот ангел предупреждает крестьянина о приближении ядовитой змеи. У Юфита в ранних короткометражных фильмах пересказать связную историю не просто. Документальные кадры советской хроники сменяются сценами групповой расторможенности в пригородных электричках. Разнузданные герои в зомбигриме колотят себя палками, изобретают самые дикие способы самоубийства при помощи мышеловки, веревки, кипятка… юные пионеры выпускают в небо голубей, уплывает вдаль белый пароход. Ирония объединяет Юфита и Тихомирова, но мир они видят по-разному.  Мир Юфита — монохромный, черно-белый, перевернуто двойственный. Мир Тихомирова наполнен буйными красками, сказочными существами, магическим очарованием детской любви. Вместе они — единство жизни и смерти. Нельзя сказать, что авторы слились в гармоническом единстве, скорее они, как паучьи самцы на дуэли, противостоят друг другу. Но именно это противостояние в его обоюдности и делает их союз захватывающе перспективным. Бодрые художники, энергичные люди.

Олеся Туркина, Виктор Мазин.
[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 230




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов