Уважаемые друзья!
Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов.
С уважением, администрация INOEKINO.ru

Рецензия на фильм "Покаяние"

Купить "Покаяние" можно за руб.

О фильме "Покаяние" - 2

Покаяние (1984), тайно доставленное в Москву, вызывает в секретариате СК эффект разорвавшейся бомбы. Элем Климов называет легализацию картины "политическим делом" и берет на себя хождение по высоким инстанциям. 5 сентября он встречается с Александром Яковлевым и передает ему две видеокассеты с фильмом. Яковлев считает, что выпуск Покаяния на экран чреват кардинальными переменами для политического климата в стране, однако в течение нескольких месяцев именно он будет помогать Климову и Тенгизу Абуладзе.

9 сентября Абуладзе принят Борисом Ельциным, уже ставшим первым секретарем московского горкома. С этой встречи начинается череда многочисленных партаппаратовских заседаний, на которых вопрос о выпуске Покаяния на экран обсуждается, но не решается. Тем не менее 26 сентября Госкино СССР уведомляет грузинский кинокомитет о готовности принять картину после внесения поправок и выпустить ее на общесоюзный экран. 23 октября союзный кинокомитет выдает Покаянию разрешительное удостоверение, что позволяет сделать премьерные показы в Тбилиси, Батуми и Кутаиси. Подавляющее большинство зрителей готовы расценить сам факт легального показа картины как свидетельство необратимости объявленных реформ. Грузинская пресса посвящает фильму развернутые статьи и рецензии, публикует восторженные зрительские отклики, сообщения о Покаянии появляются в крупных западных газетах. Центральные советские издания скромно помалкивают — первое упоминание о фильме появится лишь в ноябре, накануне премьеры в ЦДК.

В ЦК по-прежнему не решаются выпускать Покаяние. Очередное совещание в верхах состоится 4 ноября, после того как в московском Доме кино пройдет уже несколько общественных показов, а директор западноберлинского МКФ выразит желание показать фильм в конкурсе 1987 г. На следующий день Абуладзе снова посетит ЦК, но вопрос о выходе фильма остается открытым.

МАТИЗЕН В., МЕДВЕДЕВ М. 05.09.1986 В ЦК знакомятся с "Покаянием". Тенгиза Абуладзе вызывают для беседы. Почти каждую неделю проводятся закрытые совещания и собеседования // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.



О фильме "Покаяние"

Официальная премьера Покаяния состоится, несмотря на активное противодействие со стороны ЦК, все еще сомневающегося в том, что фильм пора выпускатьПокаяние в ЦДК, Андрей Плахов и Виктор Демин выражают уверенность, что теперь картина наконец-то выйдет на широкий экран. Ажиотаж вокруг фильма вынуждает администрацию Дома кино после двух запланированных сеансов провести дополнительный, третий.

На следующий день отдел культуры ЦК делает очередной доклад "по вопросу о "Покаянии". Александр Камшалов пытается убедить партийное руководство в том, что в связи с повышенным интересом мировой общественности к фильмуПокаяние в начале будущего года. 24 ноября член Политбюро Александр Яковлев встречается с Элемом Климовым и заверяет его, что с Покаянием "все будет в порядке". Однако три дня спустя Егор Лигачев заявляет тому же Камшалову, что вопрос о выпуске Покаяния на экран еще не решен.

Консультации на высшем уровне будут продолжаться даже после того, как в феврале 1987 г. Госкино пересмотрит третью категорию, присвоенную фильму Мольба в 1968 г., и примет решение о прокате всей трилогии в той последовательности, которую предложил автор (Древо желания, Покаяние, Мольба). 12 февраля Яковлев, находясь в некотором раздражении от неумеренной активности кинематографистов, выскажется против того, чтобы Покаяние представляло страну в конкурсе Каннского фестиваля. Тем не менее, относительно общесоюзного проката картины Яковлев скажет: "Надо выпускать". Эта устная резолюция поставит финальную точку в злоключениях фильма.

МАТИЗЕН В., МЕДВЕДЕВ М. 13.11.1986 Премьера "Покаяния" в Центральном Доме кино. Совещания в ЦК продолжаются и после премьеры // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.



О фильме "Покаяние"

В названии этого фильма современникам видится метафора общественного обновления; финальная фраза о дороге к Храму озаглавит сотни газетных и журнальных статей, будет измусолена в прямых и косвенных цитатах. При этом Покаяние в свой срок обозначает водораздел между "прогрессистами" и "ретроградами". Непримиримых антагонистов объединяет лишь то, что идейный посыл фильма для тех и других несказанно важнее его поэтики. И рассуждения о ней, в конечном счете, превращаются в разговор об огрехах политического курса и половинчатости перестройки.

Но и через 15 лет опрос, проведенный специально для данного издания, покажет ту же амплитуду мнений: ряд кинематографистов впишет Покаяние в графу "главные достижения", но и значительная часть — в графу "главные разочарования". Причем последних можно смело отнести к числу эстетов, аполитичных и не ангажированных. Парадоксы восприятия картины коренятся в ее родословной. Покаяние задумывалось как притча. В 1970-е гг. многие говорили притчами, почему и получалось в результате искусство, а не социальная фальшивка. Сказать, о чем снимал Тенгиз Абуладзе, не так просто: он задумывал чрезвычайно сложную фреску с многоуровневой, достаточно эзотерической символикой, рассчитанной на узкий круг своих и на глухое непонимание цензуры. В картине множество цитат, текстовых и визуальных, — из Библии, из грузинской классики, из Иеронима Босха. Впоследствии Покаяние будет выглядеть неким итогом всего перестроечного кино — но итогом, появившимся до, а не после. Это отражает и социальную ситуацию, вернувшуюся к уровню 1984 г. как в смысле общественных ожиданий, так и в смысле начальственных намерений. Любопытно, что в том же 1984 г. творческий подъем пережили почти все наиболее чуткие литераторы: Булат Окуджава после долгого перерыва написал цикл превосходных песен и закончил "Свидание с Бонапартом", с новыми отличными текстами выступили Фазиль Искандер, Владимир Маканин, творческий подъем переживал даже Иосиф Бродский, отрезанный от российского культурного контекста. Очевидно, готовность к поворотным событиям, предощущение новизны были всеобщими.

Покаяние — трагифарс, картина со множеством откровенно пародийных эпизодов, что естественно, поскольку перед нами прежде всего притча о растлении — о том, как востребован и любим тоталитаризм даже в самых абсурдных своих обличиях.

Главный герой фильма носит фамилию Аравидзе. "Аравидзе" по-грузински означает "Никто". "Никто" означает "каждый". В лучших произведениях о времени большого террора не маячит, не мозолит глаза усатая кукла в знаковом сером френче и с трубкой в руке, но пробирает до костей стылое дыхание сталинизма и высятся невидимые тюремные стены, которые воздвигают для себя сами слабые люди. А деспот — лишь точка приложения их страхов, надежд, слабостей, фанатизма и иллюзий. В Покаянии же это пластически выражено самим обликом диктатора. Нарочито буффонный властвующий монстр, словно сшитое из кусков мертвечины чудище доктора Франкенштейна, "собран" из усишек Гитлера, бериевского пенсне, черных штанов Муссолини, иезуитских шуток Сталина и прочего хлама истории — но сам он ничто. Нелепая марионетка, которая взмахивает ручками, витийствует, распоряжается судьбами, печется о здоровье нации, льет кровь как клюквенный сок. А люди завороженно жрут глазами чучело, искательно ловят за стеклышками пенсне оттенки выражений лицемерных гляделок-щелочек, наделяют высшим смыслом его пустопорожние речения... Те, кто впоследствии будут говорить о безнадежной архаичности фильма Абуладзе, пусть вспомнят, каких только коверных ни избирали народы своими пастырями. Во главе толпы становится тот, кто ловчее "озвучит" ее ожидания — пусть сам он трижды буффон и черная дыра.

Покаяние — история о мгновенном переходе от фарса к трагедии (а не наоборот, как утешали себя многие), о том, как игра стремительно оборачивается кровавой расплатой, о неизбежном и неизбывном дурновкусии всякого государственного величия, соблазн которого останется таким актуальным и в будущем. Фильм Абуладзе — манифест презрения к выродившемуся человечеству, единственным оправданием которого становится искусство (главный герой картины, противопоставленный диктатору Варламу Аравидзе, — художник). Не сказать, чтобы в Покаянии, как и в Древе желания, зрителю явлена надежда. Для начала нужно покаяние, осознание греха — а там уж Бог весть, возможно ли возрождение. Возможно ли? Известен ответ Абуладзе одному из журналистов: "Следующий мой фильм будет о конце света". Эта мрачная шутка — вполне в его стиле. Классик с мировой славой, в последний период своей жизни обласканный партией, правительством и многомиллионным населением, увенчанный всеми возможными лаврами, — был законченным пессимистом. Об этом говорит и то обстоятельство, что после своего главного фильма он так больше ничего и не снимет.

АНАШКИН С., БЫКОВ Д., КОВАЛОВ О. Январь 1987 "Покаяние" выходит на экраны страны. Сделано 1200 копий фильма — это последний рекорд советского кинопроката. Фильм посмотрят 13,6 миллионов зрителей // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. 4. СПб, 2002.

[посмотреть другие рецензии]
Каталог жанры / теги
полное облако тегов
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 336




Реклама на сайте

Гость
При регистрации
вы получаете
возможность отслеживать состояние ваших заказов

Регистрация


Магазин Иное Кино





Разработка сайта
Фильм добавлен в корзину
ИНОЕКИНО
интернет-магазин
В вашей корзине
пока нет фильмов