Уважаемые друзья! Интернет магазин INOEKINO.ru приостанавливает обработку заказов. С уважением, администрация INOEKINO.ru
Рецензия на фильм "А если это любовь?"
Купить "А если это любовь?" можно за 250 руб.
Это была любовь
На первый взгляд этот фильм Райзмана — обычная драма мезальянса. Юноша из интеллигентной семьи увлекся своей одноклассницей простого происхождения. Правда, в развитие сюжета введено некое новшество: влюбленных стараются разлучить не столько его родители, как принято в традиционной драме этого рода, сколько именно мать девушки, подавальщица в рабочей столовой. Впрочем, для тех, кто помнит "Бедную Лизу" Карамзина, в этом акценте тоже новизны немного. Чуть позже, вслед за райзмановским фильмом, сцены всей страны обошла другая драма мезальянса — "Валентин и Валентина" Михаила Рощина, где роли были переменены: "низкого" происхождения оказался именно юноша. Был и фильм Валерия Тодоровского "Городской романс", еще откровеннее трактующий эту тему. Впрочем, социальная разница в положении героев в "А если это любовь?", разумеется, всячески затушевана: сами влюбленные как бы не осознают своего положения. Они наивно верят, что в советском обществе все социальные перегородки повержены, а их родителями руководят мещанские предрассудки. Разумеется, это была уступка цензуре, а сама постановка проблемы скорее маскировала суть дела: фильм должен был бы называться "умеют ли кухарки любить?".
Весьма ново даже для "оттепели" звучала эта лента по другой причине: Райзман показал взаимное влечение простых советских школьников. До него в пуританском советском кино комсомольцам полагалось начинать половую жизнь не раньше восемнадцати и после комсомольской свадьбы. Так что Райзман казался едва ли не сексуальным революционером, и вся страна Советов в 62-м году была поглощена поиском ответа на жгучий вопрос, вынесенный в название. Можно было подумать, что от ответа на него и правда зависят судьбы страны. Похоже, речь шла о том, легитимна ли на советских просторах сексуальность как таковая.
Но если фильм ставил проблему только о сексуальном оздоровлении нации, надо полагать, никому не пришло бы сегодня в голову вспоминать эту ленту, разве что из чисто исторического интереса. В том-то и суть, что фильм Райзмана — прежде всего социальный диагноз, и чтобы убедиться, сколь он актуален сегодня, достаточно вспомнить, что нынешние тридцатилетние были некогда зачаты именно такими мальчиками и девочками.
Фильм "А если это любовь?" прежде всего о столкновении деревенского и городского укладов. Еще за три десятилетия до райзмановской ленты Сталину пришлось прикрепить крестьян к земле, введя паспортный режим и прописку. Это было абсолютно необходимо — в результате коллективизации толпы голодных крестьян ринулись в города. Хрущев возвратил паспорта крестьянам, и все большие города страны оказались затоплены новой волной выходцев из деревень. Райзмановский фильм разворачивается в декорациях тогдашней Москвы, окраины которой превратились в пустыри, уставленные пятиэтажными бараками. Именно в этих хрущевских трущобах, еще не облагороженных выросшей зеленью, и живут райзмановские Ромео и Джультетта, дети двух разных социальных слоев, плавящихся в одном тигле московского предместья. Столь искусственная и скоропалительная переплавка не принесла добра ни бывшим крестьянам, ни интеллигентам. Деревенский уклад предполагал нулевую анонимность, интеллигентский — высокую степень индивидуализма и приватности жизни. И крестьяне, и интеллигенты оказались в одном большом хрущевском дворе, фактически в одной зоне. И хотя деревенская мораль была обречена, традиционные интеллигентские добродетели тоже подвергались немалым испытанием. Дети этой окраинной любви, дети Черемушек, конечно же, не могли наследовать ни одному из укладов. Фильм Райзмана оказался пророческим: в результате родилось поколение, зачатое как бы на бегу, лишенное корней и традиций. Конечно, Юлию Райзману не могло прийти в голову, что именно на долю этого поколения выпадет крушение большевизма, гибель империи и "перестройка". И что в далеком будущем детям его героев суждено будет заново ответить на вопрос, вынесенный в название фильма.
НИКОЛАЙ Ъ-КЛИМОНТОВИЧ.Газета «Коммерсантъ» № 163(631) от 31.08.1994
Каталог
жанры / теги
- Зарубежные х/ф 3987
- Драма 1551
- Отечественное кино 1284
- Артхаус - Авторское кино 949
- Комедия 882
- Мелодрама 641
- Французское кино 570
- Классика Голливуда 491
- Триллер 387
- Балет и танец 378
- Исторические фильмы 361
- Музыкальные фильмы 348
- Приключенческие фильмы 329
- Оперы и классическая музыка 313
- Английское кино 291
- Биографические фильмы 272
- Документальные фильмы 270
- Итальянские фильмы 240
- Военные фильмы 233
- Новое российское кино 217
Сейчас на сайте:
Зарегистрированных: 0
Гостей: 237
Зарегистрированных: 0
Гостей: 237
Последние рецензии:
Летучий голландец
Это, бесспорно, шедевр! Смотрел уже более 50 раз и всё не надоедает! ...
26 дек 2016 Гость
Агент президента
как можно дать рецензию на фильм.ес ли вы его спрятали за семью зам ками? ...
7 дек 2016 кардинал
Цветы лиловые полей
Вот это самое то. ...
24 ноя 2016 Agpixpal
Путевка в жизнь
Почему прототипом назван Червонцев, уже общеизвестно, что прототипом Сергеева был Матвей Самойлович Погребинский,... ...
6 ноя 2016 Гость
Принцесса цирка
Дружинина сделала подарок советским, российским женщинам на десятилетия.Спасибо ей за это. А Игорь Кеблушек и Наталья... ...
24 окт 2016 Гость
Летучий голландец
Это, бесспорно, шедевр! Смотрел уже более 50 раз и всё не надоедает! ...
26 дек 2016 Гость
Агент президента
как можно дать рецензию на фильм.ес ли вы его спрятали за семью зам ками? ...
7 дек 2016 кардинал
Цветы лиловые полей
Вот это самое то. ...
24 ноя 2016 Agpixpal
Путевка в жизнь
Почему прототипом назван Червонцев, уже общеизвестно, что прототипом Сергеева был Матвей Самойлович Погребинский,... ...
6 ноя 2016 Гость
Принцесса цирка
Дружинина сделала подарок советским, российским женщинам на десятилетия.Спасибо ей за это. А Игорь Кеблушек и Наталья... ...
24 окт 2016 Гость
Гость